Что такое циньнаД. Моисеев, С. Березнюк, "Циньна шу", китайское искусство победы с помощью захвата. Книга первая. Прикладное циньна. Санкт-Петербург, 2002.Китайское слово "циньна" состоит из двух иероглифов. Значение иероглифа "цинь" - "хватать, ловить; поймать преступника". Представьте, что вам кинули теннисный мячик, и вы его поймали в воздухе. Это и будет то, что китайцы называют "цинь". Значение слова "на" немножко другое - "держать рукой". Предположим, что мячик не летел в воздухе, а просто лежал на земле, и вы его взяли рукой - это и будет "на". Таким образом, если исходить из собственных значений иероглифов, то "циньна" - это когда что-то ловят руками и затем удерживают. На самом деле в ушу термином "циньна" обозначают один из четырех видов боевой техники. По китайским понятиям, к первому виду боевой техники относятся удары руками, ко второму - удары ногами, к третьему - броски. Четвертым же видом является циньна. В эту категорию относят все приемы, где победа над противником достигается с помощью взятия захвата. В известных широкой публике спортивных единоборствах такого раздела нет. Часть входящих в циньна методов может быть отнесена к разделу болевых приемов, часть - к разряду удушений, часть - к "грязным трюкам" типа щипков, но полностью такого раздела, повторимся, нет ни в одном виде спортивных единоборств. Циньна - это именно техника ведения реального боя, и в "ослабленном" виде она применяться не может. При рассказе о циньна спортсменам обычно приходится преодолевать еще один стереотип. Представители самбо и дзюдо привыкли, что болевые приемы и удушения можно проводить лишь в партере. В циньна это не так. Победы представителей клана Грэйси в т.н. "Боях без правил" породили у борцов иллюзию, что в любой схватке можно затянуть противника в партер. Однако это отчасти верно лишь в схватке один на один в заранее известных условиях. В реальной схватке противников может быть двое, и пока вы будете возиться на земле с одним, другой спокойно ударит вас в спину. Или пусть даже противник будет один, но он сможет достать из кармана нож... Потому многие приемы циньна проводятся в стойке и направлены на быстрый вывод противника из строя. Это требует хорошего знания анатомии и механики. Если представлять человека как механическую систему с конечным числом степеней свободы, то в случае нахождения в партере земная поверхность ограничивает свободу движений, при схватке в стойке это не так, и потому здесь очень редко удается провести прием "силой" (что любят демонстрировать на соревнованиях самбисты, затянув противника в партер и силой разгибая ему руку в локте) - почувствовав неприятное воздействие, противник может переместиться так, что прием перестанет давать эффект. Хотя методы циньна известны в ушу с древних времен, сам термин возник недавно. В 1928 году в столице Китайской Республике в Нанкине был учрежден Центральный институт гошу (словом "гошу" - "национальное искусство" - в годы Китайской Республики именовали китайские боевые искусства; сейчас обычно используют термин "ушу"). Среди его первых выпускников был Хань Цинтан. После выпуска он стал работать преподавателем в Полицейской академии провинции Чжэцзян, возглавляемой Чжао Лунвэнем. Позднее туда, также в качестве преподавателя, был приглашен коллега Хань Цинтана - Лю Цзиньпэн. Хань Цинтану в преподавании помогала Цзян Танчжу - дочь известного отставного офицера цинской армии - вместе со своим мужем. Когда у них у всех было время, они собирались вместе и изучали "методы методы разделения мышц и растаскивания костей", в случае неясности консультируясь у отца Цзян. На основе своих исследований в 1937 году они составили набор методов, именуемый "циньна шу" ("искусство циньна"), ставший обязательным курсом во всех полицейских академиях Китая. Выделяют пять разновидностей методов циньна: 1. "Фэнь цзинь" ("разделение мышц и сухожилий"). Другое название - "чжуа цзинь" ("хватание мышц и сухожилий"); иероглиф "чжуа" означает "впиваться когтями". Сюда входят приемы, связанные с защемлением и оттаскиванием в сторону мышцы или сухожилия. В мышцах содержатся нервы и каналы циркуляции энергии ци, так что, захватывая мышцу или сухожилие, вы не только причиняете боль, но и прямо или косвенно воздействуете на движение ци и тем самым препятствуете нормальному функционированию внутренних органов. Если боль достаточно велика, то она сильно влияет на движение ци и серьезно отражается на внутренних органах, в тяжелых случаях приводя к смерти. Потому при сильной боли мозг может "дать команду отключиться", ибо при потере сознания циркуляция ци существенно снижается, что ограничивает повреждения, причиняемые внутренним органам, и может спасти жизнь. При "фэнь цзинь" используются два метода для отделения мышц/сухожилий. В первом из них конечность оппонента выкручивают в суставе, а затем сгибают. Выкручивание сустава также выкручивает и мышцы с сухожилиями. Если при этом согнуть конечность в суставе, вы тем самым начнете отделять сухожилия от кости. Второй метод - непосредственное отделение мышц и сухожилий без выкручивания. Обычно это делается пальцами. Некоторые специалисты выделяют "чжуа цзинь" в отдельную категорию, ибо при захвате пальцами используются немного другие принципы, нежели при выкручивании со сгибанием. Стандартные цели для атаки впивающимся движением пальцев - это сухожилия на плече, в районе подмышечной впадины, на шее и по бокам поясницы. 2. "Цо гу" ("растаскивание костей"). Иероглиф "цо" означает "ошибка, неправильный; разнимать, растаскивать, смешиваться, перепутываться". Иными словами "цо" означает расположение чего-либо неправильно. Таким образом, к категории "цо гу" относятся те приемы циньна, после применения которых, кости оказываются в неправильных положениях. Чаще всего такие методы применяются против суставов. Когда сустав разогнут, согнут или выкручен сверх естественных пределов, то это вызывает сильную боль в окружающих тканях, связки могут оторваться от костей, а кости - быть вывихнутыми. Таким образом, очень часто техники раздела "цо гу" одновременно оказываются и техниками раздела "фэнь цзинь". 3. "Би ци" ("перекрывание воздуха"). К этой категории относятся приемы, не дающие противнику вздохнуть и приводящие к потере сознания. Они, в свою очередь, разделяются на три вида, различающиеся своим подходом к перекрыванию воздуха. Первый вид - это непосредственное перекрывание путей тока воздуха (например, зажимание горла с целью не дать дышать, или зажим акупунктурной точки тянь-ту у основания шеи). Второй вид - это удары по мышцам, окружающим легкие. Из-за защиты, предоставляемой ребрами, данные мышцы трудно поразить непосредственно. Однако некоторые из этих мышц выдаются из-за ребер, и, будучи атакованными, сдавливают легкие, препятствуя вдоху. К третьему виду относятся зажимы биологически активных точек и нервных окончаний. Принцип воздействия здесь тот же, что и при ударе по мышцам. 4. "Дянь май" или "дуань май" ("воздействие на меридианы" или "перекрывание меридианов"). В литературе часто эти термины используются в их кантонском произношении - "дим мак". "Дянь" означает "ставить точку", в физическом смысле - "нажать пальцем". "Май" - это либо канал, по которому движется энергия ци, либо кровеносный сосуд. "Дуань" означает "разрубить, прервать". Таким образом, здесь имеются ввиду удары или нажатия, выполняемые с целью перекрытия тока ци или крови. Прерывание циркуляции ци или крови обычно приводит к смерти. Посему эти методы обычно преподавались лишь тем ученикам, кто владел навыками первой помощи и был способен реанимировать пораженного им человека. 5. "Дянь сюэ" ("воздействие на биологически активные точки"). Согласно представлениям китайской медицины, на теле человека находится свыше 800 биологически активных точек. "Дянь сюэ" - это способ воздействия на циркуляцию ци в организме противника. Обычно в боевой арсенал включали 108 точек, из которых воздействие на 36 приводило к смерти, а остальные 72 под воздействием атаки вызывали онемение либо потерю сознания. Чтобы эффективно воздействовать на точку, нужно знать время максимального тока ци в атакуемом канале, правильную технику воздействия и глубину залегания точки. Методы эти очень сложны и опасны в применении. Существуют различные классификации приемов циньна с использованием абсолютно различных принципов классификации. Приведем несколько примеров. Одна из классификаций разделяет приемы на "малое циньна" и "большое циньна". "Малое циньна", еще именуемое "соцзинь коугу" ("опутывание мышц и накрытие костей") - это одиночные приемы, проводимые против крупных мышц и мелких суставов на конечностях противника с целью снижения его боевых качеств и взятия под контроль. "Большое циньна", также именуемое "фэньцзинь цогу" ("разделение мышц и растаскивание костей") - это сложные и комплексные приемы, использующие целостную силу всего тела, приводящие к серьезному травмированию противника. Классификация по тактике применения различает: "чжэн циньна" ("непосредственное циньна") - вы захватываете противника и проводите прием циньна; "фань циньна" ("противо-циньна") - противник захватывает вас, а вы применяете прием циньна в качестве контрприема; "по циньна" ("разрушающее циньна") - противник проводит удар, а вы этот удар перехватываете и проводите прием циньна. К стандартной терминологии циньна относится также разделение приемов на методы "живой руки" и "мертвой руки". Под "мертвой рукой" понимается ситуация, когда противник взял захват, и его рука не сдвигается относительно вашего тела, является "мертвой". "Живая рука" - это ситуация, когда противник не брал захвата, когда он свободен в своих движениях. "Циньна шу", китайское искусство победы с помощью захвата. | ||