Ма Ханьцин

Четыре приёма циньна с переломом локтя и запястья

"Ухунь" N8/96

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Обратное закручивание запястья
(слева - Ма Ханьцин)

1.Преподносящее приподнимание локтя (другое название - "железный зажим руки"): в этом приёме когда противник бьёт меня правым кулаком в голову - я одной рукой запечатываю вниз его кисть, другой рукой бью в лицо. Противник непременно отобьёт мою руку свободной рукой, а я по движению хватаю его запястье, а другой рукой ломаю ему локоть.

Движения: Противник правым кулаком бьёт меня в грудь. Я чуть уклоняюсь влево, одновременно шагаю левой ногой, левую руку вывожу сверху на правый локоть противника и провожу запечатывание вниз его руки, толкая-нажимая к передней стороне его корпуса, правой ладонью бью противника в лицо (рис. 1). Противник левой рукой отталкивает мою руку к правой стороне своего корпуса, или подпирает мой кулак вверх. В момент толчка или подпирания я быстро поворачиваю правое предплечье вокруг своей оси наружу, отставляю большой палец правой руки и захватываю левое запястье противника, правая рука одновременно с поворотом вокруг своей оси наружу возвращается назад, вытягивая левую руку противника и вынуждая её повернуться ладонью вверх (тем самым обращая кончик локтя вниз). Левой рукой я быстро отпускаю его правый локоть, поворачиваю её ладонью вверх, подвожу её к левой руке противника к зоне чуть выше локтевого сустава, и резко приподнимаю вверх, словно преподнося что-то, одновременно правой рукой резко нажимаю вниз на запястье противника и чуть оседаю поясницей, ломая руку в локте (рис. 2).

Важные пункты: в момент, когда его левая рука отталкивает моё правое запястье, я быстро перехватываю его запястье и тяну назад, не должно быть ни малейшей паузы. В приподнимании левой рукой и нажимании правой сила прилагается одновременно, нужно использовать усилие поясницы, оно должно быть резким.

2.Малое обматывание шёлком (другие названия - "обматывание золотым шёлком", "малый золотой шёлк"): когда моё правое запястье захвачено правой рукой противника - этим приёмом я ломаю ему запястье.

Движения: моё правое запястье захвачено правой рукой противника, и он хочет использовать какие-то методы чтобы атаковать меня. Я быстро накрываю левой кистью тыльную сторону его правой кисти, пальцами с указательного по мизинец плотно беру его за большой палец и основание ладони, основанием своей ладони с силой прижимаю кисть к основанию его ладони со стороны внешнего ребра кисти, не давая ему сдвинуть или отпустить захват. Одновременно отшагиваю правой ногой, чуть приподнимаюсь (в этот момент я обращён левой стороной к передней стороне противника), задираю правую кисть в запястье вверх (рис. 3), основанием правой кисти со стороны внешнего ребра с поворотом кисти вокруг своей оси нажимаю вправо-вперёд на основание правой кисти противника со стороны внешнего ребра, вынуждая кисть противника повернуться вокруг своей оси, одновременно со скручивающим нажиманием я вытягиваю правую руку противника так, чтобы мои пальцы легли на его запястье. Одновременно я приседаю вниз, образуя мабу, и от груди делаю по дуге толчок вперёд-вниз, от которого противник непременно упадёт и травмирует своё запястье (рис. 4).

Важные пункты: поясница, корпус и руки должны полностью прилагать силу, нужно поворачивать по дуге и прилагать тайное жёсткое усилие.

Поговорка кулачного искусства гласит: "Золотой шёлк не отделяется от груди, отделился от груди - двое не придут". Смысл её в том, что во время толчка вперёд нужно "прилипнув" грудью оседать вниз, принимая мабу, иначе приём провести будет нелегко.

3.Обратное закручивание запястья: в этом приёме противник бьёт меня ладонью, а я беру обратный захват и ломаю ему запястье.

Движения: противник с шагом правой ногой правой ладонью бьёт меня в грудь или хватает за одежду спереди. В момент, когда он ещё не завершил движения, я левой рукой быстро хлопаю по тыльной стороне его правой ладони, указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем обхватываю его ладонь с внутреннего ребра, большим пальцем упираюсь в акупунктурную точку на тыльной стороне его кисти. Одновременно чуть подаюсь грудью вперёд, чуть вбираю грудь и веду захваченную правую ладонь противника вниз (если в момент моего хлопка рукой противник сам начал возвращать руку, то это - удобный момент для приёма) и поворачиваю правое предплечье вокруг своей оси наружу, вынуждая его ладонь перевернуться центром вверх. В этот момент я отставляю вниз большой палец правой руки, направляя остальные четыре пальца вверх, и от большого пальца левой руки захватываю правую кисть противника, большие пальцы обеих рук одновременно упираются в акупунктурную точку на тыльной стороне кисти противника, а остальные пальцы с силой загибают обратно его кисть в запястье. Такие толкание вперёд и тяга назад приводят к закручиванию кисти в запястье и травмирую запястье противника (рис. 5).

Важные пункты: после ведения захваченной руки вниз нужно без малейшей паузы перейти к быстрому закручиванию, использовать резкое усилие.

4.Закручивание копыта (другое название - "белая лошадь закручивает копыто"): в этом приёме противник бьёт меня кулаком, а я перехватываю его кисть и ломаю ему запястье.

Движения: противник с шагом правой ногой правым кулаком бьёт меня в грудь. В момент, когда он ещё не завершил движения, я чуть уклоняюсь влево, одновременно правой рукой захватываю правое запястье противника со стороны внешнего ребра (сторона мизинца), после чего быстро поворачиваю предплечье вокруг своей оси, вынуждая его правое предплечье повернуться вокруг своей оси внутрь, а правую кисть перевернуться ладонной стороной вверх. Основание левой ладони быстро кладу на переднюю поверхность его кулака и резко толкаю вперёд, а правой рукой одновременно тяну назад, ломая руку в запястье (рис. 6).

Важные пункты: взяв захват за запястье быстро выкрутить руку, нужно используя резкое усилие толкнуть переднюю поверхность кулака.