Гун ЦзяньсиньВ весенний дождь вспоминая старых мудрецов"Чжунхуа ушу" N6/2001
перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк
Брать интервью у господина Ма Лэя пришлось в дождливый апрельский день. Пекинский розово-зелёный апрель, тёмно-зелёная трава, подобный туману весенний дождь накрывает улицы и дома, потоки дождя шумят подобно стуку колёс... В такой волнующий весенний день господин Ма Лэй вспоминал о своём отце - знаменитом мастере ушу, преемнике традиции танланцюань господине Ма Ханьцине.
На жизненном пути много препятствий- Если в двух словах, то: в жизни моему отцу очень не везло. Однако насколько бы ни были скверны условия жизни, он никогда не бросал ушу, воспитывал детей и обучал учеников в соответствии с высокими морально-нравственными стандартами, преподавая боевое искусство он учил людей быть людьми..., - так начал свой рассказ господин Ма Лэй. - Наша семья - коренные пекинцы, отец с детства жил в очень стеснённых условиях. В 9 лет он начал изучать тайцзицюань у учителя Ян Юйтина, был у него как приёмный сын, помимо изучения кулачного искусства помогал учителю Яну в домашних делах. Повзрослев, отец поступил в Цинхэское офицерское училище в Пекине, по окончании которого стал служить в гоминьдановской армии и принял участие в Антияпонской войне. В 1948 году вся воинская часть, в которой служил отец, добровольно капитулировала и вступила в Народно-освободительную армию. Отец был приписан к 4-й полевой армии и отправился на юг в составе рабочей группы, в провинции Цзянси принял участие в аграрной реформе. На площади Тяньаньмэнь отец и мать были в числе тех, кого проинспектировал главнокомандующий Чжу Дэ. Именно из-за этого в 1968 году, во время "Великой культурной революции", отец стал "человеком с проблемным прошлым", лишился репутации и был уволен с работы преподавателя ушу в Пекинском спортивном институте "Шишахай". Отец тогда за одну ночь поседел..., - Ма Лэй замолчал. Осенний дождь усиливался всё больше, капли дождя заставляли листву деревьев шуметь. Через некоторое время Ма Лэй вздохнул, и продолжил: - Мне очень не хотелось бы вспоминать про ту жизнь. Поймите: в семье - пятеро детей, у матери нет работы, со здоровьем плохо, и тут такой удар. Как отцу было не поседеть? Я помню, что тогда жизнь в нашей семье была особенно трудной, в одну из зим у меня не было тёплого пальто, а мороз был очень сильным... В той ситуации отец все надежды возложил на нас - своих детей. Он не пал духом, а каждый день обучал учеников, передавая искусство. По окончании "Великой культурной революции" он стал ещё усерднее передавать боевое искусство. Он работал тренером в Институте ушу района Дунчэн, а когда в 1985 году было основано Пекинское общество по исследованию тайцзицюань направления У Цзяньцюаня - стал его консультантом. В 1993 году он сам основал Общество по исследованию танланцюань при Пекинской ассоциации ушу, и стал его председателем. В июне 1997 года он тяжело заболел, однако по-прежнему всей душой способствовал распространению и развитию танланцюань в стране и за её пределами, он отправил учеников принять участие в организованном Шаньдунским институтом ушу собрании по критике и оценке танланцюань. Своей любовью к ушу и работоспособностью отец оказал на меня огромное влияние.
Сильные чувства отца и сына- В семье я поздний ребёнок, у меня было три старших сестры и один старший брат. В Пекине есть поговорка: "Поздний ребёнок, большой внук - опора старого отца". Легко понять ту любовь, которую испытывал ко мне отец, - господин Ма Лэй закурил. За окном продолжал капать весенний дождь. - Отец хоть и любил меня, но отнюдь не баловал. Я родился в 1959 году. Как только я начал ходить - отец начал учить меня ушу, заставляя меня выставлять ладони, садиться в пубу, пинать что-нибудь ногами. Отец всю жизнь занимался ушу, исследовал и преподавал - потому он надеялся, что его дети преемствуют его мастерство. По рассказам моей матери, когда мне исполнился месяц, то отец увлечённо водил моими руками и ногами, выполняя движения ушу. В то время отец был тренером Пекинского спортивного института "Шишахай", и каждый день брал меня с собой, когда ехал туда на велосипеде на занятия. Отец преподавал ушу, а я сзади подражал его движениям. Позднее, когда мне исполнилось 4-5 лет, отец часто привлекал меня к участию в жизни мира ушу, говоря: "Сынок Лэй - покажи-ка комплекс!", и я выходил на площадку и делал комплекс. Неудивительно, что почтенный учитель У Бинь сказал, что как только я начал ходить - я стал заниматься ушу. Теперь, когда я стал взрослым человеком и добился некоторых успехов в профессиональной деятельности, я осознал, сколько труда вложил отец в моё обучение и воспитание - он с малолетства воспитывал во мне любовь к ушу, чтобы я позже в жизни смог вынести ещё большие трудности и не отступить. Также это позволило мне относительно рано начать участвовать в общественной жизни, закалило меня. - В декабре 1977 года я принял участие в первых воссозданных вступительных экзаменах [прим.перев. - в 1966-76 в годы Культурной революции система высшего образования в Китае была разрушена]. ВУЗом, в который я подал документы, был Пекинский институт физкультуры. В дни подготовки к экзаменам отец очень за меня волновался. Я не разочаровал отца, и на всех трёх экзаменах - по общей образованности, по специальности и по физическим нормативам - стал первым. Если говорить о тех экзаменах, то мне повезло, что у меня такой умный отец, который не позволил мне пропустить счастливый случай. В то время наша земля жила у ворот Аньдинмэнь, а извещение о втором экзамене было по ошибке послано к воротам Дианьмэнь. Настал день второго экзамена - а я всё ещё не получил извещения, вся семья волновалась. И тогда отец решительно сказал: "Ты не должен упускать такой шанс, нет извещения - всё равно иди в Институт и там на месте выясни в чём дело." Я отправился в Пекинский институт физкультуры, дошёл до деканата Факультета ушу - и там на стене в списке допущенных ко второму экзамену действительно обнаружил своё имя!... - Когда я успешно сдал вступительные экзамены в Пекинский институт физкультуры, то отец особенно обрадовался, и с постельными принадлежностями за спиной сам проводил меня до Института. В нашей семье было пятеро детей, но из-за тяжёлых условий жизни старшая сестра уже в 15 лет пошла работать на завод, вторая сестра отправилась в деревню и вступила в коммунну, старший брат в 12 лет поступил в театральное училище, и лишь я поступив в ВУЗ стал изучать ушу, а по его окончании распределился тренером в Академию общественной безопасности, где стал обучать полицейских приёмам боя и задержания, и тем самым преемствовал дело отца. Тому, что я работаю в области общественной безопасности, отец был особенно рад, он хотел, чтобы я использовал лучшее из китайского ушу для полицейской работы по ловле преступников. Сегодня я искренне благодарен отцу.
Всю жизнь не забытьКогда речь зашла о нынешней работе, лоб Ма Лэя постепенно разгладился. - Отец - наиболее уважаемый и почитаемый мною человек. Он учил меня, и мне этого всю жизнь не забыть. По словам Ма Лэя, у отца были не только высокие моральные качества, его боевая техника также была необычайно всесторонней. Он соприкасался с очень многими стилями, за свою жизнь был официальным учеником пяти почтенных учителей, изучил чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, методы боя на длинной и короткой дистанциях, мог действовать даже такими редкими видами оружия, как "двузубец крыльев феникса". - Однако наибольшего совершенства он достиг в двух стилях - танланцюань и тайцзицюань. Он был старшим учеником великого учителя тайцзицюань направления У Цзяньцюаня господина Ян Юйтина, а позднее у учителя Чэнь Юньтао изучил мэйхуатанланцюань, у учителя Шань Сянлина изучил люхэтанланцюань, поэтому мастерство отца было хорошим, он очень глубоко исследовал боевую технику, и я многому научился в этой области. Можно сказать, что тот материал по циньна, фаньциньна, рукопашному бою, который я сегодня преподаю в Академии - это то, чему отец крупица за крупицей обучал меня в течении десятков лет. По словам Ма Лэя, основной его интерес после поступления на работу в Университет общественной безопасности состоит в изучении того, как полицейская работа может быть связана со спортом, а конкретно - как ушу может быть приспособлено к потребностям полиции, чтобы полицейские могли лучше ловить преступников. Это - та граница, на которой кончается спорт. Работая в этом направлении Ма Лэй написал свыше десятка книг, воспитал более тысячи сотрудников общественной безопасности, вооружённой полиции, бойцов полицейских спецотрядов и телохранителей. Сегодня Ма Лэй - доцент Факультета полицейских кадров Академии общественной безопасности КНР, заведующий кафедрой преподавания и исследования методов рукопашного боя и задержания преступников. - Чем более успешна моя работа - тем больше я вспоминаю отца. 9 декабря прошлого года была третья годовщина ухода моего отца из жизни, Общество по исследованию танланцюань при Пекинской ассоциации ушу организовало мероприятие в память о нём в парке Чжуншань, на котором присутствовало несколько сотен человек из числа руководителей Пекинской ассоциации ушу и кругов ушу города Пекина. Мероприятие было очень торжественным, многие люди говорили речи, вспоминая моего отца и называя его ярким представителем истории традиционного танланцюань. На самом деле мой отец всю жизнь, не требуя ни чинов ни наград, всеми силами отдавал себя делу ушу, был человеком прямым и искренним, отличным специалистом с высокими моральными качествами, учеников у него - словно персики и сливы переполняют Поднебесную. Тем временем весенний дождь всё продолжал лить, орошая землю и наполняя её влагой, давая жизнь траве и цветам. Этот безостановочный весенний дождь пробуждал природу, позволяя на всей земле расцвести ста цветам и окрасить парки в весенние цвета. И мне непроизвольно подумалось: а не был ли господин Ма Ханьцин подобен этому осеннему дождю, беззвучно увлажняющему предметы, когда всю жизнь постепенно капля по капле вносил свой вклад в дело расцветания ста цветов китайского ушу? Краткая биография Ма ХаньцинаМа Ханьцин, пекинец, родился 19 сентября 1920 года, скончался 9 сентября 1997 года. Знаменитый мастер ушу нашего времени, был искусен в танланцюань и тайцзицюань, автор работы "О восемнадцати видах оружия" и иллюстрированных трактатов. В 1960 году работал трениером ушу в Пекинском спортивном институте "Шишахай", позднее был тренером ушу в Пекинском институте нефти и Пекинском спортивном педагогическом институте. В 1997 году основал Общество по исследованию танланцюань при Пекинской ассоциации ушу и стал его председателем. Господин Ма Ханьцин с 9 лет стал изучать тайцзицюань направления У Цзяньцюаня у Ян Юйтина, получил истинную передачу. Позднее он у Ма Юньлуна изучил таньтуй и чацюань. В 1959 году он стал изучать танланцюань у представителей шестого поколения, знаменитых мастеров Чэнь Юньтао и Шань Сянлина, изучил мэйхуатанланцюань и люхэтанланцюань, а также методы владения длинным и коротким оружием. | ||||||||