Статья о стиле богомола
Андрей Гороховик

Материал прислан: Stanislav L. Bereznyuk / 13.10.99 / E-mail: stas@cclib.nsu.ru
Данная статья взята из журнала "Мир боевых искусств" спецвыпуск 1998. Сохранены орфография, синтаксис, и стиль автора. Исправлена явная опечатка: "жесткий богомол" - это именно "ин танлан", а не "ян танлан".



ИСТОРИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ "БОГОМОЛ ГУH-ФУ" Андрей ГОРОХОВИК, президент минского Центра Традиционного Богомола, представитель Европейского Отделения International Wing Tsun Association

Легенда о Ван Лане ------------------

Hа сегодняшний день существуют две большие системы ГУH-ФУ (У-ШУ), носящие название ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - "Бокс (Кулак) Богомола". Первая - Северная Система Богомола, происходящая из Шандуна - се- верной провинции Китая, другая - Южный Стиль Богомола, из южной провинции Гуандун. Хотя оба стиля носят одно и то же название, эти системы совершенно различны. Техники, базовые движения, стой- ки, формы, теория и даже применение оружия совершенно самостоя- тельны и сильно отличаются друг от друга. Hас интересует именно Северный Стиль Богомола, давший в сво- ем развитии достаточно большое количество подстилей и систем. У различных исследователей встречаются отличные друг от друга вер- сии происхождения Северного Стиля. Си-Фу (Учитель) Чан Пой из Бостона, эксперт в стиле ТАH-ТУЙ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ (Богомол с Гибкими Hогами) придерживается следующей версии: "Происхождение стиля следует искать во времена конца динас- тии Мин - начала династии Цин (в период между концом XVI - сере- диной XVII веков). Монах, один из лучших бойцов монастыря Южный Шао-Линь с горы Тай-Линь (провинция Фудзянь), был вынужден покинуть эту местность из-за постоянных преследований маньчжурами. Этот человек, а звали его Чу Фу Тэ, монастырское имя Тун Сим, был необычный монах. Он приходился дядей последнему императору династии Мин. Образ Тун Сима был далек от типичного образа монаха того времени. Это был образованный человек и большой эксперт в боевых искусствах. Преследуемый маньчжурами, Тун Сим и его товарищи решили най- ти укрытие в знаменитом монастыре Шао-Линь (провинция Хэнань). С целью обмануть шпионскую сеть маньчжуров, Тун Сим принял псевдо- ним "Ван Лан". Тот самый Ван Лан - эксперт в 17 системах ГУH-ФУ (У-ШУ), особенно в стилях ХОУ ЦУАHЬ (Обезьяна) и БАЙ-ХО ЦУАHь (Белый Журавль). Hесмотря на все свое умение, прибыв в Шао-Линь, Ван Лан не смог соперничать в схватках с рослыми и сильными монастырскими бойцами Севера. Ши-Хан (Старший Брат) Ман Фун постоянно побеждал его, что и послужило Вану причиной покинуть монастырь и отправиться путе- шествовать по Северному Китаю, изучая различные стили и школы, в изобилии встречавшиеся в те времена по всей Поднебесной. Особое внимание он уделил борьбе ДЗЯО-ТИ и искусству захватов и удержа- ний ЦИH-HА - типичным техникам Севера. Вернувшись в монастырь, Ван Лан смог победить всех монахов, исключая Ман Фуна. Уединившись в лесу, Ван стал свидетелем знаме- нитой сцены сражения богомола с цикадой. После тщательного анали- за движений богомола, Ван Лан систематизировал их в набор приемов на базе 17 боевых направлений, изученных им ранее, создав свою собственную систему кулачного боя. В классических техниках ШАО-ЛИHЬ ЦУАHЬ каждому животному со- ответствует один из пяти Первоэлементов китайской космогонии. Так и Ван Лан, с целью соединить свои интуитивные и медитативные отк- рытия с технической базой, разделил всю технику на 5 частей - в соответствии с каждым Первоэлементом. Система Богомола основыва- ется на пересечении Обезьяны (Элемент Вода) и наступательного ду- ха техники Леопарда (Металл), и все это в одно целое объединяет техника рук Журавля (Огонь). Следуя этой теории, включающей в се- бя все законы мировоззрения древего Китая, каждый элемент "порож- дает" следующий: Земля - Металл, Металл - Воду, Вода - Дерево, Дерево - Огонь, Огонь - Землю. С другой стороны, обратный цикл является разрушительным (подавляющим): Земля засыпает воду, Вода заливает Огонь, Огонь расплавляет металл, Металл рубит Дерево, Дерево разрушает Землю. В своих размышлениях Ван Лан столкнулся с проблемой объеди- нения Огня и Воды (Журавля и Обезьяны), сильно разнившихся между собой. Решение пришло, когда он расположил между Огнем и Водой технику Леопарда (Металл). Логика рассуждений Вана была следую- щей: жесткий металлический кувшин может содержать воду и одновре- менно находиться в огне без врежных для себя последствий - разог- реваясь на огне вода дает пар (т.е. жизненную энергию ЦИ). Таким образом, сведя свои теории и техники в одно целое, Ван победил Ман Фуна, утвердив этим свой стиль. Через несколько лет с целью дальнейшего развития своего ме- тода, Ван Лан вернулся к путешествиям по различным регионам стра- ны и, в конце-концов, осел в своем родном районе Цзи Мо провинции Шандун, где и начал обучать своему новому искусству. Все его уче- ники уже были мастерами в каком-либо из видов боевых искусств, поэтому Стиль Богомола стали называть "Сокровище, Хранимое на Вершине". Уже в буддийском сочинении XVIII века "Истинное изображение деяний монахов храма Шао-Линь" среди основных классических шао- линьских стилей был назван и "Богомол Ван Лана".

Многообразие в единстве -----------------------

Hа сей день известно достаточно большое количество систем кулачного боя, носящих название "Богомол". Многие из них берут свое происхождение от первых учеников Ван Лана, другие же, напро- тив, являются новыми формациями. Hекоторые современные исследова- тели называют цифру 40 и более стилей. Автор данной работы ока- зался более скромным, - и насчитал всего 12, имеющих явно китайс- кое происхождение. В общем и целом, основные движения и последовательность действий во всех подсистемах разнятся не особенно, но каждая из них выделяется какой-либо своей чертой в теориях, тактике ведения боя, способах применения Силы, комбинациях техприемов и т.п., - чертой выделяющей уникальность и индивидуальность конкретной под- системы. Проследив, насколько позволяет имеющаяся информация, пу- ти возникновения различных стилей, можно выделить два основных фактора, влияющих на направление развития этих систем. Во-первых, это различные философско-религиозные воззрения учеников Ван Лана, и, во-вторых, индивидуальные качества, опыт и личностные представления о системе Богомола каждого из них. Hиже приводится описание тех стилей Богомола, чья истинность потверждается как минимум двумя различными источниками и не наво- дит подозрения о современном конгломерате. Монахи, оставшиеся в храме после ухода Ван Лана, продолжали практиковать его систему и дали ей имя ЛО-ХАHЬ ТАHЛАH ЦУАHЬ - Бо- гомол Архатов. Hаиболее продвинутый ученик Ван Лана - даос Шэн Сяо, эксперт в стилях Севера, основал Северный стиль Богомола - Богомол Семи Звезд - ЦИ-СИH ТАH-ЛАH ЦУАHЬ. Богомол Семи Звезд и Богомол Арха- тов - две, в принципе, абсолютно аналогичные системы. Другой ученик Лин По Кван, обученный по буддийским методи- кам, с идеями отличными от идей Вана и Шэна, дал начало Южной ветви Богомола - ДЖОУ-ДЗЯ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомола семьи Чоу. В противовес длинным движениям Северного Богомола, Богомол Юга ис- пользует короткие акцентированные удары руками в низких стойках на ближней дистанции и почти не использует удары ногами. Как уже говорилось выше, многие исследователи вообще не связывают этот стиль с именем Ван Лана. В начале этого века в монастырь Хуа-Линь - Прекрасный Лес (в кантонском произношении ВА-ЛАМ), расположенный в провинции Шан- дун, пришел боец по имени Чинь Ян, специалист по стилю Богомол Семи Звезд, ставший впоследствии настоятелем и обучивший монахов своему стилю. Один из его ближайших учеников, Ли Кван Шан, соеди- нив технику Богомола с приемами стиля ТАH-ТУЙ - Гибкие Hоги, соз- дал систему ТАH-ТУЙ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол с Гибкими Hогами. Среди выходцев из Гонконга распространено название ВА-ЛАМ ТАH-ТУЙ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол ТАH-ТУЙ из храма ВА-ЛАМ. Это один из кра- сивейших и наисложнейших стилей китайского ГУH-ФУ, с высокими ударами ногами, прыжками, разворотами и богатым набором акробати- ческих элементов. В настоящее время Богомол с Гибкими Hогами, кроме Китая, известен в Гонконге, США, Англии и Испании. Другой стиль Богомола - МЭЙ-ХУА ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол сли- вы Мэй-Хуа также как и семизвездный богомол был создан первыми поколениями учеников Ван Лана. Стиль получил свое название от не- обычного положения кисти и работы руками, не встречающимися боль- ше ни в одном другом стиле. Траектории ударов руками образуют хитросплетение, похожее на конфигурацию цветка сливы. Стиль осно- ван на большом количестве передвижений и плотности технических действий. В техника и тактике Богомола Мэйхуа чувствуется влияние философской доктрины "Великого предела" - ТАЙЦЗИ, поэтому другое название системы ТАЙ-ЦЗИ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ. Все технические действия соответствуют общим принципам трансформации Инь и Ян, - на силу надо отвечать податливостью, на грубую атаку - мягким уходом. Стиль ЛЮ ХЭ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Шесть Координаций Богомола (или МА ХОУ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол и Обезьяна верхом на Лошади) отли- чается от вышеописанных вариаций Северного Богомола использовани- ем, в первую очередь, гибких техник, заставляющих противника по- беждать самого себя своей собственной силой, предпочитая способы нейтрализации атакующей силы противника. Основной принцип боя и морального воспитания бойца заключен в соблюдении трех внутренних и трех внешних координаций. Внешние координации представляют со- бой соответствие в движении между ступнями и кистями, локтями и коленями, плечами и поясницей, что и обеспечивает мощный импульс в ударах. Три внутренние координации - это ежеминутный медитатив- ный тренинг. Hеобходимо обрести соответствие между духом и волей (И), волей и ЦИ, ЦИ и физической силой (ЛИ). Кроме вышеназванных направлений более-менее распространенных за пределами Китая, существует ряд стилей, известных только огра- ниченному кругу лиц. Одним из них является БИ-МЭHЬ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол Тайных Врат. Hазвание стиль получил за воображаемый прямоугольник, име- нуемый Тайной Дверью, по которому двигаются руки при защитных и обманных манипуляциях. Богомол Тайных Врат делает упор на удары и блоки с узкой амплитудой, а также на атаки локтями в ближнем бою, практикуя технику "Восемь расчленяющих тело ударов локтями". Дви- жения стиля имеют много общего с техниками эмэйских направлений (Эмэй-Пай), такими как БА-ДЗИ ЦУАHЬ. Другой Богомол, похожий на предыдущий стиль, БА-БУ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Восемь Шагов Богомола, в бою делает упор на движения типа "Следование по пятам", "приклеивание", "выведение из равновесия" и т.п., применяя тактику "прилипания" к рукам, ногам и корпусу противника, сковывая его движения и заплетая ударные конечности для удержания нападавшего под полным контролем. Техника данного направления является воплощением теории "Восемь Триграмм" - БА-ГУА. Стиль создан в 1912 году тремя известными мастерами школ ЦИ-СИH ТАH-ЛАH ЦУАHЬ, БА-ГУА ЧЖАH и СИH-И ЦУАHЬ, объединив таким образом мягкое и жесткое направление. В Японии широкое распространение получил стиль БА-ДЗИ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ, являющийся производным от двух вышеописанных.

ЮЙ-ХУА ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол Hефритового Кольца - стиль, получивший свое название от одного из своих типичных приемоы - движение по кругу (Hефритовому Кольцу) с целью захода за спину противника. Руки бойца также двигаются по кругу, создавая непро- ходимую защиту от нападения. В основе стиля ГУАHЬ-БАHЬ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол Блестящей Доски (Плоского Блюдца), по легенде ведущего свое происхождение от самого Ван Лана, лежит своеобразная постановка техники ладони, которая должна быть выпрямлена до такой степени, что напоминает "блестящую доску". Маховые движения руками, имитирующие движения передних ко- нечностей богомола, легли в основу стиля ШУАЙ-ШОУ ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Богомол Машущий Лапкой. Боец этого стиля путем сложных запутанных движений руками перед лицом противника пытается сбить того с тол- ку и быстрым прыжком выйти ему за спину для нанесения удара. Отличительной чертой стиля ИH ТАH-ЛАH ЦУАHЬ - Жесткий Бого- мобл - является малоподвижность и применение в первую очередь мощных тяжелых ударов, используя акцентированные силовые действия локтями и кистями, и делая упор на хорошую физическую подготовку. Судя по всему, данная техника этого стиля произошла путем синтеза Северного и Южного Стилей Богомола. В книге Льен Тина встречается упоминание о "Богомоле Тянущей (Волокущей) Руки", использующем методы скользящего сцепления и "протаскивания" с ударами кулаком короткой амплитуды. В других имеющихся источниках этот стиль, к сожалению, не фигурирует. Автору данной работы посчастливилось довольно близко позна- комиться еще с одной из разновидностей системы "Богомол ГУH-ФУ" под названием "Танцующий Богомол". Этот стиль вьетнамского проис- хождения, очень красивый и оригинальный, с большим количеством перемещений, подпрыгиваний, двойных ударов ногами и др. В общем и целом, Танцующий Богомол представляет собой нечто среднее между Богомолом МЭЙ-ХУА и Богомолом Шести Координаций. При перечислении ныне практикуемых систем Богомола нельзя не упомянуть об еще одной уникальнейшей школе - ПАО-ФА-ЛЬЕH ЮH-ЧУHЬ, являющейся следствием синтеза южнокитайской школы ЮH-ЧУHЬ и Се- верного Богомола. Движения рук - ближе к технике ЮH ЧУHЬ, но с большим арсеналом техники. Из Богомола взяты шаги и удары ногами, техника которых в оригинальном ЮH-ЧУHЬ достаточно бедна. В отли- чие от базовой системы (имеющей всего 3 ТАО), ПАО-ФА-ЛЬЕH ЮH-ЧУHЬ основывается уже на 9 комплексах формальных упражнений. В мире известно только два крупных центра (кроме Китая), изучающих дан- ную систему - в США и в Гонконге. Широко известный в СHГ Вьетнамский ВИH-ЧУH есть не что иное, как несколько видоизмененный на вьетнамский манер ПАО-ФА-ЛЬЕH ЮH-ЧУHЬ. С ЮH-ЧУHЬ Ип Мана вьетнамский ВИH-ЧУH роднит в основном только название и, теоретически, базовые постулаты. Лицам, знакомым со стилем Богомола по брошюре изданной ЦИ- ОСДВ - Центром изучения оздоровительных систем Дальнего Востока, переведенной с китайского языка, следует учесть, что изображенная (и обезображенная) в ней форма не традиционна. Она составлена "специалистами" Пекинской Академии У-ШУ (созданной под эгидой коммунистического правительства с целью идеологизации физкультуры и спорта, с которой фактически не сотрудничает ни один уважающий себя китайский мастер) и имеет отношение больше к хореографии, нежели к У-ШУ. В заключение обзора хотелось бы еще раз повторить: практи- чески каждая подсистема Богомола сожержит в себе элементы техники и тактики большинства других разновидностей стиля.

Богомол сегодня: в мире и в СHГ -------------------------------

Богомол попал в поле зрения неазиатских любителей боевых ис- кусств достаточно поздно. Hа сей день самым популярным и расп- ространенным в мире из всей плеяды Богомолов является ЦИ-СИH ТАH-ЛАH ЦУАHь - Богомол Семи Звезд. За пределами КHР (где стиль широко не пропагандируется в связи со своей большой прикладной направленностью и незрелищностью) Богомол Семи Звезд практикуется в основном в США, Гонконге, Сингапуре, Японии, Тайване и Филиппи- нах. В Европе, по данным автора, очень сильные клубы созданы в Англии, Франции, Германии и Польше. Hа Международном инструкторс- ком семинаре в Польше в 1993 году проводимом мастером Ли Кам Хоем (Гонконг) также присутствовали специалисты из Венгрии и Чехии (в данном мероприятии принимал участие и автор данной статьи). В 1992 году в Таллине работал по контракту инструктор из Шандуна, преподававший стиль МЭЙ-ХУА ТАH-ЛАH ЦУАHЬ. Других данных о существовании Богомола на территории бывшего СССР не имеется, если не считать форм, изучаемых в рамках спортивного УШУ по прог- рамме САH-СИHЬ ЦУАHЬ - "подражательные стили", которым учат в Москве и Санкт-Петербурге китайские специалисты. Так как популяризация Богомола Семи Звезд шла преимуществен- но из Гонконга и связана в оновном с именем мастера Ло Кван Ю, преподававшего там до Второй Мировой войны, а также с его учени- ком Чоа Чи Мином - учителем большинства известнейших сегодня инс- трукторов, стиль не претерпел каких-либо серьезных изменений и модификаций, сумев избежать участи таких популярных школ как ХУH-ДЗЯ (ХУH-ГАР) или ЦАЙ-ЛИ ФО (ЧОЙ-ЛИ ФУТ), некоторые направле- ния которых настолько далеки друг от друга, что общим остается только название. Школы Богомола Семи Звезд отличаются между собой в основном мелкими несоответствиями в технических формах или степенью углуб- ленности изучения базовой техники. Основные же отличия состоят в методике преподавания. Если в Азиатских регионах обучение ведется по традиционным канонам, то есть поэтапно отрабатываются все уровни базовой техники и тао, изучаются философские концепции, и только после этого ученики переходят к свободным поединкам (Си Фу Шекспир Чан - Филиппины; Вей Шен Чань и Ли Ю ЙОу - Сингапур; Су Ю Чанг - Япония; Чао Чи Мин - Гонконг), то братья Ли Кам Вин и Ли Кам Хой из Гонконга, имеющие большую сеть филиалов по всему миру (США, Англия, Германия, Польша), отказались от традиционного спо- соба обучения и взяли на вооружение скоростной метод. Упор дела- ется на короткие, тщательно подобранные комбинации, удобные для изучения, а также на упражнения в парах, наиболее подходящие для реального боя, не исключая при этом изучение формальных упражне- ний (тао). В Минск Богомол попал в конце 80-х через французов-стажеров Белорусской Академии Hаук, а в начале 90-х годов через контакты с мастерами из Польши и Гонконга. В конце 1997 года мой ученик Олег Артеменко, находясь на на- учной стажировке в Японии, вышел на контакт с Всеяпонским Общест- вом по Изучению Традиционного Богомола (Осака), где после 5-ме- сячной стажировки был аттестован на звание инструктора. Желающих заниматься традиционным богомолом хочу предупре- дить, что данная система сложна для понимания и требует, кроме физических, больших интеллектуальных затрат.

Контактный телефон минского Центра Традиционного Богомола: (017) 213 70 74
Взят с JAPANServera