Традиционный тайцзитанланцюань

Передал Лю Мэйцзе, упорядочил Лю Сюэцзюнь
("Ухунь" No7/2000)
(Перевод: Станислав Березнюк)

Тайцзитанланцюань (кулак богомола Великого Предела) до нашего времени передается в Лайяне провинции Шаньдун, и имеет более чем трехсотлетнюю историю. Хроники кулачного искусства говорят, что его создателем является Ван Лан, и "чем знаменит Ван Лан - никто не знает". Если сравнивать с распространенным спортивным вариантом - подражательным танланцюань - то особенности его техники обобщаются в 12 иероглифов: ти (поднимать), на (хватать), фэн (запечатывать), би (перекрывать), чжань (наклеивать), нянь (брать щепотью), цинь (захватывать), те (приклеиваться), лай (приходить), цзяо (приказывать), шунь (вдоль), сун (пересылать).

В тайцзитанланцюань в боевой наработке требуются следующие вещи: во-первых - цзин и шэнь должны быть омытыми, во-вторых - в формах должна быть чистота, в-третьих - в шагах должна быть легкость; руки не отделяются от груди, удар не отделяется от плеча; высоко не оборонить, низко не преградить; хватаешь за одежду словно замыкаешь кольцо, приемы и подпирания - словно ловля и хватание; вывел руку - не видно руки, вышла рука - возвращается не впустую. Базой является "Наработка архатов в три оборота и девять поворотов", вспомогательным - "Требования по вскармливанию предельно верхнего", "Методы поднимания местожительства святых духов", "Бадуаньцзин", "Ицзиньцзин"; комплекс "луаньцзе" тренирует усилие окончаний рук, комплекс "бэнбу" нарабатывает трансформации методов корпуса, в комплексе "бачжоу" – 64 материнских формы, нарабатывающих усилие всего тела, в комплексах "чжайяо" собраны основы, в результате имеем "обычный человек вводит руку без метода, и достигнув место подвергается ранению, это и называют объединением всего в Великий Предел".

Данный стиль резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань. Автор много лет обучался у учителя, хорошо изучил как кулачные методы, так и методы наработки.

Перед отработкой следует внимательно изучить прилагаемый текст, чтобы не вышло "в начале пути ошибся на волосок - в конце пути получилось расхождение на тысячу ли".

I. Первый этап:

Потребить ци -> сталкивающие молоты -> стукающие руки -> непрерывные три удара -> стукающие ноги -> сталкивание стены -> сталкивание и удары -> многократное стуканье руками различными методами по циклу без остановки.

Потребить ци: Встать прямо, ноги вместе, руки сдаты в кулаки у ребер (рис.1). Макушка подвешена, шея вертикальна, подбородок подобран внутрь, кончик языка упирается в верхнее небо, зубы слегка сомкнуты, взгляд направлен прямо вперед. Опустить плечи, свесить локти, вобрать грудь, выпятить спину, поднять анус, подобрать живот, колени слегка соприкасаются внутренними сторонами, стопы вцепились в землю. Не следует прилагать больших усилий. Точки бай-хуэй и хуэй-инь находятся на одной вертикали. Вдыхать носом, после тонкого, долгого, ровного, глубокого и полного вдоха медленно-медленно выдыхать также через нос. Замечание: при вдохе живот втягивается, при выдохе - выпячивается. Втягивание и выпячивание живота осуществляется медленно, согласованно с дыханием, не следует прилагать слишком большого усилия. Всего сделать девять вдохов-выдохов (следуя росту мастерства можно добавлять в день по одному вдоху-выдоху, доводя общее количество до 90). По завершении работы с дыханием медленно-медленно приподнять пятки и выдохнуть, вновь возвращаясь на место, опять же не следует прилагать силу. Так выполнить девять подниманий-опусканий. На этом завершается процесс потребления ци.

Сталкивающие молоты: Перед началом тренировки следует найти участок земли удобной жесткости (чтобы упертые кулаки не погружались в землю). Встать прямо, ноги вместе, кулаками упереться в землю на ширине плеч. Вдохнув ци в живот одновременно медленно опустить корпус, выдыхая округлить живот и одновременно поднять корпус (рис.2,3). В начале занятий следует дышать медленно, учиться с помощью ци стимулировать ли. С ростом мастерства дышать и отжиматься следует все быстрее.

Стукающие руки: Найти дерево подходящей толщины. Встать прямо, ноги на ширине плеч, на расстонии одного чи от дерева, кулаки перед грудью. Левая нога отступает влево образуя мабу. Поясницей вызывая движение плеча, плечом пересылая локоть, локтем пересылая запястье средней частью лучевой кости правой руки ударить по дереву, кулак обращен ладонной стороной вниз, а внутренним краем - влево.

Начинающему не следует прилагать большой силы, лишь до небольшого болевого ощущения в руке.

Затем нанести удар обратной стороной правой руки, со средней частью локтевой кости в качестве точки приложения силы, вызывая поясницей движение вправо, форма шага при этом - большая дэншанши (рис.4,5,6,7,8). Так тренироваться безостановочно.

Важные пункты: при смене формы шага ноги, отталкиваясь от земли, излучают силу, кулаки обязательно должны быть сжаты.

Начинающему за один раз следует выполнять упражнение по 50 раз на каждую руку.

Непрерывные три удара:

Встать прямо, ноги вместе, кулаки перед грудью. Шагнуть левой ногой образуя большую дэншаньши, одновременно нанести удар левым кулаком, выброс усилия длинный, плечо толкает вперед, правая нога толкает землю заставляя поясницу закручиваться вправо, переслать плечо вперед, подать локоть и способствовать выбросу силы запястьем; поясница поворачивается влево с одновременным ударом правым кулаком, затем поясница поворачивается вправо с одновременным ударом левым кулаком. Шагнуть правой ногой с одновременным ударом правым кулаком, затем повернуть поясницу и ударить левым кулаком, затем повернуть поясницу и ударить правым кулаком. Так тренироваться без остановки (рис.9, 10, 11, 12, 13, 14 (рис.13 вид сзади), 15, 16, 17 (рис.10 вид сзади)).

Важные пункты:

1.С вдохом шагнуть, с выдохом сделать три удара;

2.Завершается шаг - завершается и удар;

3.Кулаки сменют друг друга перед грудью;

4.Руки словно тянут в противоположных направлениях;

5.Достигнув предельной точки, кулак разжимается в ладонь и произведя когтевой захват кисть руки снова сжимается в кулак;

6.Выброс усилия производится лишь в момент достижения кулаком предельной точки, в остальные моменты надо быть расслабленным.

Стукающие ноги: Встав боком левой рукой упереться в дерево, задней и боковой частями левой ноги наносить опирающиеся удары по стволу (рис.18, 19, 20, 21).

Сталкивание стены: Встать спиной к стене, левой ногой шагнуть вперед образуя малую дэншаньши. Наклониться вперед, вобрать грудь и выпятить спину, одновременно вдохнуть. Отступить правой ногой к стене,

одновременно выдохнуть через нос и со звуком "хэн!" спиной (позвоночником) нанести сталкивающий удар по стене. Можно разделить спину на пять участков - верхний, средний, ниний, правый и левый – и наносить удары ими (рис.22, 23). Уперевшись плечом в стену, сделать правой ногой большой шаг назад образуя сюйбу, одновременно вдохнуть, шагнуть левой ногой так, чтобы внешнее ребро стопы коснулось стены, одновременно выдохнуть через нос со звуком "хэн!", и плечом или рукой ударить по стене (рис.24, 25, 26).

Приложение:

Юйхуаньбу (шаг нефритового кольца): Специфический метод перемещения танланцюань. Передняя стопа разворачивается наружу, скрутиться корпусом, внизу защищаться от ног, вверху защищаться от кулаков, поясница - ось вращения, смотреть вперед и огладываться назад (рис.27). Шагнув передней стопой можно воспрепятствовать противнику двигаться вперед или ударить его по передней поверхности голени (рис.28). Шагнув задней ногой можно наступить противнику на стопу (рис.29).

Малая дэншаньши (позиция взбирающегося в гору): Передняя стопа завернута внутрь, пальцы вцепились в землю, пятка задней стопы оторвана от земли, вес тела проецируется на землю под задним коленом, промежность прикрыта (рис.30). Это - важнейший шаг в танланцюань, наступая можно опрокинуть противника, отступая можно быстро защититься. В наступлении можно преградить пути отхода передней ноге противника (рис.31), передней стопой заблокировав пятку передней стопы противника нажать коленом вперед, обездвиживая противника, а иногда и вынуждая его упасть назад (рис.32). Передней стопой заблокировать ногу противника, поясницей излучать силу, локтем толкать противника. Для отступлении достаточно повернуть носок задней стопы, опустить ее пятку - и уже можно двигаться назад, влево и вправо.

I I. Второй этап:

Имеет целью усиление ведения мыслью а также соответствие нормам поведения.

Хроники кулачного искусства гласят: для тренировки усилия-цзин существует отличное оружие - ци воздуха. Ци воздуха не противится силе, но обладает величайшей силой сопротивления, потому тренирующий цзин должен мочь и уметь обращаться с ним в совершенстве, его выброс должен непременно быть полон, его понимание непременно должно быть досконально.

После натренировывания первого этапа далее можно тренироваться так. При тренировке техники представлять перед глазами противника, и каждый прием направлять в него; каждую секунду, каждое мгновение о чем бы ни шла речь - вдохе или выдохе - постоянно быть в состоянии сделать живот "наполненным"; выбрасывая в ударе кулак или ногу если нет выброса - то все, если выброс - непременно проникает; сила подобна речному потоку, с силой несущемуся вперед; в возвращении словно расслаблен и не расслаблен, в выбросе словно напряжен и не напряжен; знаешь соединение движения и покоя, жесткого и мягкого, пустого и полного. Нужно остерегаться беспорядочности в движениях.

1. Закалка мысли во время тренировки непрерывных трех ударов осуществляется так:

На вдохе, сосредоточиться на районе в трех цунях внутри от точки инь-тан, не останавливаясь опустить мысль в даньтянь; на выдохе подумать о том как движется ци в даньтянь, бурлит и клокочет, не останавливаясь, опустить мысль до передней поверхности кулака и выполнить непрерывные три удара. По завершении сосредоточиться на даньтянь и урегулировать дыхание.

2. Мысль во время сталкивающих молотов:

На вдохе подумать о даньтянь; на выдохе ци из даньтянь по позвоночнику идет в плечи и по внешним сторонам рук стекает в передние поверхности кулаков; на вдохе ци от передних поверхностей кулаков илет по внутренним сторонам рук через подмышки в даньтянь. По завершении сосредоточиться на даньтянь.

3. Мысль во время стукающих рук:

На вдохе направить мысль в даньтянь, после наполнения даньтянь извергнуть ци, ци через позвоночник идет в плечи и стекает в предплечья, после наполнения предплечья нанести удар; по завершении провести ци до внутренней стороны рук и через точку тань-чжун опустить в даньтянь.

4. Мысль во время стукающих ног:

На вдохе направить мысль в даньтянь, на выдохе ци из даньтянь идет до подошвы в точку юн-цюань, наносится удар, затем со вдохом ци из юн-цюань возвращается в даньтянь. По завершении направить мысль в даньтянь.

5. Мысль во время сталкивания стены:

На вдохе наполнить даньтянь, затем извергнуть ци, мыслью ци из даньтянь проникает во все стороны, на вдохе ци всего тела собирается в даньтнь. По завершении направить мысль в даньтянь, сосредоточить в даньтянь ци всего тела.

Важные пункты: направляя мысль в даньтянь, следует подумать только раз - и уже готово, не нужно слишком сосредотачиваться. Во время ведения - точно так же, только подумал о даньтянь - и ци тут же достигает передних поверхностей кулаков, не нужно думать о том, как именно идет ци, просто подумать о передних поверхностях кулаков - и все. В общем, не надо слишком напрягать мысль!

Железный бык пашет землю:

Ноги на ширине плеч, кисти рук разжаты (либо сжаты в кулаки) и кончиками пальцев упираются в землю (рис.33). Ягодицы оттягиваются назад, одновременно вдохнуть, двигаясь грудью у земли податься вперед (рис.34,35). Выдохнуть, излучая силу сквозь пальцы оттянуться назад, возвращась в положение рис.34. Повторять многократно, пока хватит сил.

Важные пункты: движения корпуса подобны накатывающимся волнам, мысли - как при сталкивающих молотах.

Маленький дракон вытягивает голову:

Ноги на ширине плеч, передней поверхностью правого кулака упереться в землю, левый кулак держится у левых ребер или упирается в поясницу сзади (рис.36). Корпус оттягивается назад, с правым кулаком в качестве оси вращения на вдохе согнуть руку в локте, податься корпусом вправо к правой руке (рис.37). Выдохнуть, излучая силу передней поверхностью кулака вернуться в положение рис.36. Повторять многократно, пока хватит сил. Мысли - как при сталкивающих молотах.

Приведенные ниже связки служат для тренировки длинного, короткого, поднимания и опускания; убегания, перепрыгивания, выхода и входа; жесткого, эластичного, твердого и мягкого; наступления, отступления, пустого и полного; уворачивания, обманывания, вспрыгивания и передвижения, а также трансформаций различных видов вооружения. Занимающемуся необходимо тщательно и усердно прорабатывать их.

Хроники кулачного искусства гласят: длинное и короткое, то длинное то короткое, либо одна рука длинная и короткая, либо из пары рук одна длинная а друга короткая, короткое превращается в длинное, длинное трансформируется в короткое, вместе выходят и входят, наступают и отступают. Поднимание - это когда бьют внизу и переворачивают наверх, опускание - это когда выходят вверх а заканчивают внизу, опускается посередине - и поднимается посередине, опускается рядом – и поднимается рядом, опускается посередине и поднимается рядом, опускается рядом и поднимается посередине, левое и правое непрерывны.

Убегание - это взвиться телом и броситься прямо, содержит искусность убегающей мыши. Перепрыгивание - это споткнувшаяся нога идет вверх, содержит чудесность вылетающего из арбалета шарика, ловкость и скорость, одним усилием ровно подняться, поперечное и продольное помогают использованию, нужны как выход так и вход. Жесткий – нельзя согнуть, твердый - нельзя разбить, эластичный - словно ива гнется и

раскачивается под встречным ветром, мягкий - словно родник просачивается сквозь песок и нет места, куда бы он не проник.

Наступления и отступления внутри имеют пустое и полное, в пустом и полном содержатся наступления и отступления. Уворачивание – словно лампа мигнула перед взором - и свет сменился тенью, ищут - но не могут найти, можно использовать все - ладони, кулаки, локти, колени; если под уворачиванием понимать просто избегание - это непонимание смысла данного иероглифа. Обманывание - это обманывание. Вспрыгивание - это как растирать руками. Передвижение - это перемещение. В этом - смысл иероглифа "уворачивание".

Непрерывные пять ударов:

Я стою в левосторонней позиции запечатывания руками с прямым корпусом (рис.38). Шагнуть правой ногой в малую дэншаньши: правая нога выполняет "убегание" вперед, левая нога естественно подшагивает, одновременно поясница поворачивается влево, с целостным усилием нанести удар правым кулаком, кулак обращен внутренним краем вверх, а ладонью - влево; левая рука "запечатывает" у правого локтя; правое предплечье горизонтально, правая рука согнута в локте под 135 градусов (рис.39). Левая пятка ставится на землю, поясница поворачивается вправо, правая нога естественно оттягивается образуя высокую сюйбу, "опустошить" живот, одновременно правая рука сначала поворачивается вокруг своей оси наружу, а затем - вокруг своей оси внутрь, правый кулак разжимается в ладонь, запястье опускается вниз, пальцы направляются вниз, центр ладони обращается влево, загнувшись крюком назад кисть руки сжимается в кулак и оттягивается назад, кулак обращен ладонной стороной вниз, а внутренним краем - влево; одновременно нанести удар левым кулаком, выброс усилия длинный, плечо пересылает вперед, кулак обращен внутренним краем вправо (рис.40).

Выполнить "убегание" вперед правой ногой образуя малую дэншаньши, поясница поворачивается влево, одновременно левый кулак разжимается в ладонь запечатывая у правого локтя, правый кулак с целостным усилием наносит удар, кулак обращен внутренним краем вверх, а ладонной стороной - влево, предплечье горизонтально, правая рука согнута в локте под 135 градусов (рис.41). Поясница поворачивается вправо, одновременно левая ладонь идет слева направо запечатывая спереди - снизу, правый кулак поворачиваясь вокруг своей оси внутрь идет к левой подмышке (рис.42a, b (вид сзади)).

Движение не прекращается, правая нога толкает землю, сначала повернуть поясницу влево, затем - вправо, лева пятка ставится на землю образуя левую сюйбу, правый кулак от левой подмышки поворачиваясь вокруг своей оси наружу идет вправо - вперед с обрушивающим ударом, кулак обращен ладонной стороной вверх, а внутренним краем - назад, выброс усилия холодный и ломкий, одновременно левая ладонь запечатывает-нажимает под правым локтем (рис.43). По завершении этой формы поясница естественно поворачивается влево, правый кулак естественно идет отраженным движением обратно, размещаясь над левой рукой перед грудью, левая рука внутри - правая снаружи (рис.44). Движение не прекращается, правый кулак разжимается в крюк и идет вправо-вниз, одновременно поясница поворачивается вправо, подняв колено нанести ногой хлесткий удар сбоку (рис.45 a, b(вид сзади)), левый кулак естественно остается у левого плеча. Движение не прекращается, правая нога проходит перед левой и ставится на землю за левой ногой, одновременно правая ладонь проходит запечатывающим движением слева направо, обе руки одновременно разжимаются в ладони и проходят запечатывающим движением вправо-вперед и влево-назад (рис.46). Левая нога поднимается, правая нога толкает землю, выполняется "убегание" назад, ладони одновременно впивающимся движением сжимаются в кулаки и возвращаются, проходят к левой подмышке, вновь выполняя запечатывание и выходят в каноническую правостороннюю форму запечатывающих рук (рис.47). Левая нога толкает землю, правая нога поднимается и выполняет "убегание" вперед, одновременно выполняется удар правым кулаком аналогично первому движению непрерывных пяти ударов, и тренировка продолжается без перерыва.