|
Традиционная история стиля МэйхуаТанланцюань (Бокса Богомола Цветка Сливы) ветви Цзян Хуалуна
Статья Ильи А. Профатилова, опубликованная в Журнале Восточных Боевых Искусств, выпуск 10, номер 4, 2001г.
Традиционно считается, что стиль китайского бокса под
названием Бокс (Кулак) Богомола (Танлан Цюань) существует уже более 1000
лет. Со времени его создания он разросся в многочисленные школы и
направления. Как говорят старые мастера последнего поколения Богомола,
изначально стиль назывался просто Танлан Цюань (Бокс Богомола). Название
Богомол Цветка Сливы (Мэйхуа Танлан Цюань) было введено в первую очередь
для выделения и различения стиля Богомола, переданного в традиции Мастера
Лян Сюэсяна в конце 19-го начале 20-го века. Он принадлежит к группе
стилей так называемого «Жесткого Богомола» (Ян Танлан) вместе со своим
«двоюродным братом» Семизвездным Богомолом (Цисин Танлан Цюань),
разработанным Ван Юнчунем (1854-1926) в конце 1880-х. Эти стили формируют
оппозицию единственному стилю «мягкого» Богомола (Жоу Танлан), более
известного как Бокс Богомола Шести Координаций (Люхэ Танлан Цюань).
В настоящее время традиция Богомола
Цветка Сливы существует в трех главных направлениях – направление Цзянь
Хуалуна, направление семьи Хао и направление Сунь Юаньчана. Хотя они имеют
одни корни и теорию, техника, формы и применение в них подчас различаются.
Часто, эти три направления упоминаются под одним именем, как равнозначные,
что создает определенную путаницу.
Направление Цзян Хуалуна (1855-1924) посторонними обычно
называется Богомолом Цветка Сливы (Мэйхуа Танлан Цюань), но среди тех, кто
практикует это направление, а так же как в уезде Лайян, он известен как
Бокс Богомола Великого Предела (Тайцзи Танлан Цюань). На Тайване он
ошибочно считается Семизвездным Богомолом (Цисин Танлан Цюань). Три самых
известных современных мастера этой ветви, так называеме «Три горы Лайяна»
(Лайян Саншань) — Ван Юшань (1892-1976), Цуй Шоушань (1890-1969), Ли
Куньшань (1894 -1976), а так же сын Ван Юйшаня, мастер Ван Юаньцянь
(1934-2002). (Рис.1. Мастер Ван Юаньцянь и автор)
Направление Хао Лянжу (1864-1914) широко известно как Бокс
Богомола Цветка Сливы семьи Хао (Хаоцзя Мэйхуа Танлан Цюань), так же часто
называемое Бокс Богомола Цветка Сливы Великого предела (Тайцзи Мэйхуа
Танлан Цюань) или Бокс Богомола Цветка Сливы (Мэйхуа Танлан Цюань). Часто
порядок слов меняется, и направление называют Мэйхуа Тайцзи Танлан Цюань.
Самыми видными современными мастерами этого направления были Хао Хэнлу
(1887-1945/52), Цао Дэкунь (1885-1959), Хао Бинь (1900-1984), Чень Юньтао
(1906-1978) и мастер Ма Ханьцин (1920-1997).
Направление Сунь Юаньчана известно как Бокс Богомола
Великого Предела (Тайцзи Танлан Цюань) и Бокс Богомола Цветка Сливы
Великого предела (Тайцзи Мэйхуа Танлан Цюань). Это направление со временем
разбилось на две основные школы – школа в Янтае, провинция Шаньдун, и
школа в Гонконге. Самые известные современные мастера этого стиля: Жэн
Фэнжуй, Чи Шоуцзин, Су Кебинь, Ван Годянь. Из двух школ наиболее известна
школа в Гонконге. Ее основателем был Чжао Чжуси (1900-1991), на кантонском
диалекте – Чю Чюк Кай.
Традиционная
история Бокса Богомола Цветка Сливы направления Цзян Хуалуна, рассказанная
Великим Мастером Бокса Богомола Цветка Сливы Ван Юйшанем (1892-1976) и
переданная его сыном – Мастером Ван Юаньцянем (1935-2002г.) в том виде,
как она отражена в секретных семейных трактатах семьи Ван. (1)
(Рис.2. Основные исторические трактаты
по Боксу Богомола, коллекция автора)
Основатель стиля Ван Лан.
Основателем Бокса Богомола был Ван Лан, живший при династии
Сун (960-1279). (Рис.3. Основатель Бокса Богомола Ван Лан) Предание
говорит, что Ван Лан участвовал в «боях на помосте» (Лэйтай), где он
встречался в схватках со многими мастерами, включая Хань Туна - в столице
Кайфэн, неподалеку от известного монастыря Шаолинь. После того, как
однажды Хань Тун нанес Ван Лану поражение, он покинул город с сердцем,
полным горечи. По дороге, почувствовав усталость, он решил передохнуть под
деревом. Вдруг на дороге, посреди колесной колеи, Ван Лан заметил
кузнечика- богомола. Богомол поднял свои передние лапки, похожие на
широкие мечи, и смотрел прямо вверх на приближающуюся повозку. Ван Лан
усмехнулся над маленьким насекомым, не осознающим своих сил и размеров.
Ван поднял богомола и отбросил его подальше от дороги и повозки. Однако
насекомое вернулось на свое место перед приближающейся повозкой, атаковало
колеса своими остро отточенными, как нож, передними крюками, потом
увернулось от колес и улетело невредимым.
На Ван Лана вдруг снизошло озарение. По возвращению домой
он тщательно изучил проворную и ловкую технику кузнечика-богомола,
ловящего свою добычу. Ван Лан разработал технику боя, основываясь на своих
наблюдениях за богомолом, создав тем самым новый стиль, который он назвал
Бокс Богомола. После нескольких лет тренировок и совершенствования новой
техники боя Богомола, Ван Лан в конечном итоге победил Хань Туна в бою.
Говорят, что император династии Сун, Тайцзу, так восхищался техникой Ван
Лана, что пригласил его на должность генерала при своем дворе, однако Ван
Лан отклонил это приглашение. Это было началом нового стиля – стиля Бокса
Богомола.
Примерно в это же самое
время чаньский буддист Фу Цзю стал настоятелем монастыря Шаолинь. (Рис.4
Историческое оружие Шаолиня) Ведомый желанием совершенствования
Шаолиньских боевых искусств, Фу Цзю пригласил 18 мастеров боевых искусств
в монастырь Шаолинь обучать своим стилям. Среди них был Ван Лан, обучивший
монахов Боксу Богомола. Позже он объединил самые эффективные техники
семнадцати мастеров в Боксе Богомола.
В «Наставлениях по технике Бокса Богомола» (Танлан Цюаньпу)
составленных 16 дня третьего месяца весны 1794 года, неизвестный автор
приводит список стилей бокса и мастеров, которых настоятель Фу Цзю
пригласил в монастырь: (2)
1. В самом
начале был стиль «Бокса на длинной дистанции - Длинный кулак» (Чань Цюань)
императора Тай Цзу. 2. «Через спину»
(Тунбэй) – стиль бокса мастера Хан Туна признан как родительский.
3. Техника рук «Опутывания и
запечатывания» (Чань Фэн) мастера Чжан Эня особо основательна.
4. «Удары на ближней дистанции» (Дуаньда,
стиль бокса мастера Ма Цзи самый выдающийся. 5. Невозможно подойти близко к мастеру Хуан Е, который
знает «Технику рук ближней дистанции» (Као Шоу) 6. Техника «Блокирующих рук и Следования Через Кулак»
(Кешоу Тунцюань) мастера Инь Сяна. 7.
Техники рук «Крюки, Срывающие и Сгребающие руки» (Гоу Лоу Цай Шоу) мастера
Лю Сина. 8. «Способы прилипания, сгребания
и падений» (Чжанна Диефа) мастера Янь Цина. 9. «Короткий Бокс» (Дуань Цюань) мастера Вэнь Юаня самый
незаурядный. 10. Стиль «Кулак Обезьяны»
(Хоу Цюань) мастера Сунь Хэна тоже процветает. 11. Техники стиля «Хлопковый кулак» (Мянь Цюань) мастера
Мянь Шеня быстры как молния. 12. Техники
«Бросания-Хватания и Жесткого Сокрушения» (Шуайлюэ Инбэн) мастера Хуай Дэ.
13. Техники «Нырки, Просачивания и
Прохождения сквозь уши» (Гунлоу Гуанер) мастера Тань Фана.
14. Техника сильнейшего удара ногами «Утка
Мандаринка» (Юаньян Цзяо) мастера Линь Чуна. 15. Техники «Семь позиций постоянных ударов кулаком» (Циши
Ляньцюань) мастера Мэн Су. 16. Техники
«Связывания руками и Сгребаний» (Куньлу Чженьжу) мастера Ян Гуня атакуют
немедленно. 17. Техники взрывных ударов в
пустотелые органы тела» (Воли Паочуй) мастера Цуи Ляня. 18. Бокс Богомола (Танлан цюань) мастера Ван Лана впитал и
уравнял все предыдущие техники.
Одна
из книг монастыря Шаолинь освещает такой же список, но немного в другом
порядке, и заканчивается следующим предложением: «Все это было собрано и
соединено чаньским (дзенским) мастером Фу Цзю из монастыря Шаолинь».
В конечном итоге Фу Цзю преобразовал
техники бокса Богомола Ван Лана в руководство по боксу. Тогда же бокс
Богомола был назван «Секретные руки» (Ми Шоу). Позже все материалы по
Боксу Богомола, собранные Фу Цзю, были переданы даосскому священнику
Шеньсяо Даожень и дальнейшая линия передачи неизвестна. Записей по Боксу
Богомола после этого периода нет. Бокс Богомола появляется снова во
времена правления Цяньлуна (1736-1796), династии Цин (1644 - 1911).
Первое и второе поколения мастеров
Тайцзи Танланцюань – безымянный бандит и Ли Бинсяо.
Известно, что Ли Бинсяо родился в провинции Фуцзянь на юге
Китая в начале 17 века. Сначала он изучал классическую литературу, для
того чтобы стать чиновником, однако многочисленные попытки сдать
государственные экзамены закончились полным провалом. В связи с этим он
решил изменить свои планы и заняться военной карьерой. Когда его отец
получил государственную должность в провинции Шаньдун, Ли Бинсяо
последовал за ним и переехал в район уездов Лайан и Хайян. В «Вестнике
уезда Лайян» (Лайян Сяньчжи) записано следующее: “Бокс Богомола
передавался много раз, совершенствуясь день ото дня. Через некоторое
время, человек из деревни Сяо Чишань уезда Лайян, Ли Бинсяо, принял на
себя роль Первого Патриарха Бокса Богомола.” (Рис.5 Современный вид
главной улицы деревни Чишань).
Как бы
то ни было, рукопись по искусству богомола, написанная знаменитым мастером
Цуй Шоушанем повествует: "Когда маньчжурская династия Цин (1664-1911)
учредила государственные должностьи, на них начали назначать
государственных чиновников, проверяя кандидатов как на гражданские, так и
на военные способности. Вот почему боевые искусства начали медленно
возрождаться.
В то время кандидат на
гражданскую службу из уезда Хайян по имени Ли Бинсяо готовился к
государственным экзаменам, но не смог успешно их сдать. Жизнь в обществе
ему надоела, и он решил стать отшельником. Наибольшим удовольствием для
него тогда стали встречи со странниками и путешественниками. Так
случилось, что компанию ему часто составляли солдаты и странствующие
воины. Благодаря этому Ли Бинсяо имел возможность ознакомиться одинаково
хорошо как с внешним так и с внутренним в боевых искусствах. Сам же он
пришел к тому, что практиковал исключительно Бокс Богомола и, в
результате, овладел сутью стиля. Он избрал для себя жизнь бродяги, не
открывая свое настоящее имя ни одному встречному. Вот почему почти никто
не знал о нем в те дни."
Похожая
информация была любезно предоставлена г-ном Чжао Миндэ, 73-летним жителем
деревни Чишань и потомком Чжао Чжу в 6-м поколении. Однако по его словам
мастер Ли Бинсяо жил не в деревне Сяо Чишань, уезда Лайан, а в соседнем
уезде Хайян.
«Вестник уезда Лайян»
(Лайян Сяньчжи) повествует несколько иную версию жизни мастера Ли Бинсяо:
«Сначала был Ли Бинсяо из деревни Сяо Чишань, который обучался искусству
Богомола. Во времена правления Цинского императора Цянь Луна (1736-1796),
Ли Бинсяо отправился со своим отцом в поездку по государственным делам на
юг Китая. В то время на юге славился один бандит (дадао), который к тому
времени был пойман и посажен в тюрьму. В тюрьме бандит так сильно заболел,
что находился без сознания и никого не узнавал. Тюремный смотритель
доложил о болезни государственному чиновнику, который приказал его
освободить. Ли Бинсяо рассмотрел обстоятельства его болезни и отреагировал
на них, исходя из принципов медицины. Он тщательно осмотрел раны бандита,
изготовил лекарство и дал ему выпить. Бандита пробила сильная испарина, и
он внезапно пришел в сознание. Позже бандит посреди ночи, дождавшись
удобного случая, тайком сбежал.
Однажды, несколькими месяцами позже, Ли Бинсяо засиделся
один поздно ночью, когда этот самый бандит постучался в окно. Бандит
поблагодарил Ли за то, что он вылечил его. Ли Бинсяо в свою очередь был
рад поговорить с бандитом. Бандит обучил своему искусству бокса Богомола
Ли Бинсяо, который будучи талантливым и физически крепким, быстро овладел
новыми навыками. После этого бандит исчез и больше никогда не возвращался.
Вскоре Ли Бинсяо стал знаменит как Ли
Эргоу или «Ли с двумя крюками», иногда его звали так же «Старик с двумя
крюками» (Эргоу Е) за его уникальную манеру применять техники крюков в
точности как Богомол. По возвращению Ли Бинсяо домой, Бокс Богомола
глубоко укоренился в Лайяне. К настоящему времени он был передан восьми
поколениям и ни один из практикующих на протяжении всех этих поколений не
обучал стилю посторонних. Поэтому когда сейчас люди упоминают «Богомол
Великого предела» (Тайцзи Танлан Цюань или Богомол Цветка Сливы (Мэйхуа
Танлан Цюань) во всех случаях, они говорят об этотом стиле. »
Говорят, что Мастер Ли Бинсяо обучил
боксу богомола только одного человека Чжао Чжу.
Третье поколение мастеров бокса богомола.
Чжао Чжу, также известный как Чжао
Цилу, родился в деревне Да Чишань, граничащей с деревней Сяо Чишань. (3) В
детстве Чжао Чжу услышал о знаменитом Ли Бинсяо, живущем по соседству. Чжу
пришел к мастеру Ли, поклонился ему и сказал что хочет изучать Бокс
Богомола. Так он стал единственным учеником Ли Бинсяо. Со временем Чжао
Чжу закончил свое обучение и стал 3-м поколением в цепочке мастеров
Танланцюань. Известно, что его семья была очень бедная. Семья Чжао
содержала небольшую скотобойню и Чжао Чжу часто отправлял свежую свинину
своему учителю в знак уважения. К сожалению, не сохранилось почти никаких
данных относительно жизни Чжао Чжу. Единственную информацию о нем можно
почерпнуть в «Генеалогических записях семьи Чжу», которые определенно
доказывают, что он был реальной исторической фигурой.
Другой достоверный источник - «Вестнике уезда Лайян» (Лайян
Сяньчжи) сообщает короткую историю о Чжао Чжу, часто пересказываемую
старым поколением Мастеров Бокса Богомола. «Однажды, когда Чжу был уже
стариком, он сидел, скрестив ноги на своей кровати, когда один отъявленный
бандит – Вэй Сань, внезапно ворвался в комнату и напал на Чжу, пытаясь
выбить ему глаза. Взмахом руки Чжу сбросил Вэй Саня с кровати. Бандит был
так потрясен, что не смел даже пошевелиться». К сожалению, у этй истории
нет продолжения, но и это уже иллюстрирует его известность и боевые
навыки.
Существует еще одна история, о
мастере Чжао Чжу, которую часто рассказывают мастера Танланцюань. После
многих лет упорных тренировок Чжао Чжу полностью овладел искусством
мастера Ли Бинсяо. Старому мастеру Ли пора было вернуться в родную деревню
чтобы отпраздновать Праздник Весны. Чжао Чжу провожал его и они подошли к
реке, протекавшей на пути. Ли Бинсяо остановился перед рекой и сказал: “Я
уже научил тебя всему, что знаю. Однако осталось еще кое-что. Это техника
“Ласточки, перелетающей через реку”. (Янь Лай Фей Ду). Я научу тебя ей по
моему возвращению в следующем году”. Чжао Чжу выслушал и пригласил учителя
на паром, но Ли Бинсяо спрыгнул на тонкий лед, частично покрывавший реку,
и без малейших усилий перешел на противоположный берег. Чжао Чжу застыл в
изумлении. Это была демонстрация “Мастерства легкости тела”(Цин гун). К
несчастью, Ли Бинсяо так никогда и не вернулся. Он скончался в том же году
в родной деревне, и с тех пор “Мастерство легкости тела” считается
потерянным искусством Танланцюань.
Обе
эти истории демонстрируют славу и искусство Чжао Чжу. До недавнего времени
историческое предание Бокса Богомола утверждало, что Чжао Чжу передал свое
искусство только своему ученику Ляну Сюэсяну. Тем не менее, последние
исследования обнаружили тот факт, что Чжао Чжу обучал еще и своего сына.
Таким образом, наследник Чжао Чжу в пятом поколении мастер Чжао Цинчжи был
последним представителем этой прямой семейной передачи. Во время нашей
последней поездки в Китай г-н Чжао Миндэ вспомнил, что в детстве он изучал
три передающиеся в семье формы школы Бокса Богомола: «Хаотически
соединенные» (Луаньцзе), «Разделение тела на восемь локтей» (Фэншень
Бачжоу) и «72 руки» (Цишиэр Шоу). (Рис №6. Представители Шестого и
Седьмого поколения прямых наследников семьи Чжао Чжу г-н Чжао Миндэ и г-н
Чжао Юншоу)
Четвертое поколение
мастеров Бокса Богомола.
Лян Сюесян
(1810-?), по прозвищю Шупу, родился в деревне Юйшань Куан, находящейся
неподалеку от деревни Да Чишань, на границе между уездами Хайян и Лайян,
Шаньдунского полуострова. (Рис№7, Деревня Юйшань Куан).
Лян Сюесян в молодости стал учеником
Чжао Чжу в деревне Да Чишань и быстро освоил искусство бокса Богомола.
Говорят, что он тренировался под «Столом восьми бессмертных» – большим
восьмиугольным столом, что бы достичь лучших результатов в развитии силы,
точности и выносливости. Лян Сюесян был человеком среднего телосложения,
но необычайно подвижным. Сила его удара была также чрезвычайно велика, он
однажды в поединке убил противника одним ударом кулака, за что люди
прозвали его «Лян Железный Кулак» (Лян Течуй). Вместе с тем физически он
был не очень силён и не мог даже поднять корзину с зерном. Отец Лян
Сюесяна часто ругал его за то, что он не справлялся с ежедневным
сельхозяйственным трудом.
В
последствии Лян путешествовал по всему Китаю в поисках известных мастеров
бокса. Первую половину своей жизни Лян Сюэсян провёл работая в охранных
бюро (Бяоцзю). Говорят, что он так же учился в Пекине и был даже удостоен
звания «Чиновник Седьмого Класса» после успешной сдачи государственных
военных экзаменов. (4) После его отставки и отъезда из столицы в возрасте
45 лет, он стал телохранителем у богатых землевладельцев города Лайян.
Однажды банда из тридцати шести вооруженных бандитов (туфей) из провинции
Шаньси прибыла для вымогания денег у одного землевладельца из Лайяна, к
тому же они еще хотели убить Лян Сюэсяна, за которым долго охотились.
Мастер Лян один разобрался со всеми 36 бандитами, но потерял в бою один
глаз. В последствии его прозвали «Одноглазый Лян» (Лян И Янь).
Другая версия этой истории гласит, что
мастер Лян Сюесян сопровождал караван с серебром. Они вынуждены были
остановиться на постоялом дворе в Цанчжоу, в округе известной своими
бандитскими шайками. Ночью, более тридцати тяжеловооружённых бандитов
ворвалась на постоялый двор. Лан схватил дверной засов в руки и бесстрашно
кинулся на бандитов. Во время схватки, оружие Ляна было изрублено на
мелкие кусочки и ему пришлось продолжать крушить бандитов голыми руками.
Вскоре караван покинул Цанчжоу, чтобы избежать ещё больших неприятностей.
К несчастью, когда Лян дрался с бандитами, коса, которую по обычаю того
времени повязывали вокруг головы, съехала ему на лицо и закрыла один глаз.
Плотно прижатые волосы сильно натёрли глаз, и начавшееся потом воспаление
привело к его потере.
Вскоре после
этой битвы мастер Лян Сюесян перестал заниматься охраной и целиком
посвятил себя преподаванию искусства Танлан Цюань. Как непобедимый мастер
кулачного боя мастер Лян был известен во всём Шаньдуне, и многие хотели
стать его учениками. Лян Сюэсян вернулся в родную деревню Юйшань Куан в
округе Хайян, где он и жил до конца своих дней обучая людей и развивая
Танлан Цюань, совмещая это с практикой традиционной медицины.
В это время Лян Сюесян разработал
теорию Танлан Цюань и написал три известных трактата по кулачному бою.
Первый манускрипт назывался «Трактат по боксу и фехтованию шестом и
копьем» (Цюань Гунь Цян Пу) и был составлен в 1842 году во время правления
под девизом «Дао Гуан» (1821-1850). Он включает в себя основы теории и
описания традиционных форм, таких как «Сокрушить и заполнить» (Бэнбу),
«Хаотически соединенные» (Луаньцзе), так же известная как «Цветок сливы»
(Мэйхуа) и формы «Разделение тела на восемь локтей» (Фэншень Бачжоу). Там
же содержится объяснения и теории «Шеста шести координаций» (Люхэ Гунь) и
техники копья. Оригиналы этих рукописей сохранялись в семье Лян, а в конце
80-х годов были переданы в Государственный комитет по спорту. (рис.8
рукопись Лян Сюесяна, «Трактат по боксу и фехтованию шестом и копьем»)
Второй трактат по боксу Богомола,
«Цюань Пу» был составлен в 1852 году, во времена правления «Сян Фэн»
(1851-1862). Лян Сюесян назвал это руководство «О возможностях наличия
боевой храбрости» (Кэши Ююн). В предисловии к этому трактату,
озаглавленном «Полный вводный курс для начинающих» (Жу Мэн Цюань Цзе),
мастер Лян писал: «В прошлом, мастер Ван Лан создал такие формы, как «
Фэншень Бачжоу», «Луаньцзе» и «Ми Шоу». В дальнейшем он постиг учение о
«пустом и полном» (кун ши), о «твёрдости и мягкости» (ган жоу). Его
совершенство не знало границ». (рис. 9)
рукопись Лян Сюесяна «О возможностях наличия боевой храбрости»
В этом трактате, Лян Сюесян, также
осветил теорию, стратегию и принципы боя школы Богомола, включая полное
описание «Секретных рук» (Мишоу) – традиционную систему техник, на основе
которых Лян Сюесян и Цзян Хуалун разработали семь форм «Избранное»
(Чжайяо). Манускрипт также содержит «ложную» форму «Хаотически
соединенные» (Луаньцзе), предназначенную специально для обучения
представителей других школ, «истинную» форму «Разделение тела на восемь
локтей» (Фэншень Бачжоу), технику фехтования с «Парными саблями» (Шуан
Дао), «Саблей» (Дао) и «Парными танцующими мечами» (Шуан У Цзянь).
Третий трактат «О фехтовании длинным
копьем» (Чан Цян Пу) целиком посвящен подробному описанию техник владения
10,8 футовым копьем. (рис.10 оригинал рукописи Лян Сюесяна «О фехтовании
длинным копьем», сохранившийся в его семье) До 1999 года, о существовании
этой рукописи была практически ничего неизвестно. Зимой 1999 года этот
редкий трактат был передан мастеру Ван Юаньцзяну и автору этой статьи
потомками мастера Ляна Сюесяна - Лян Чжэньчжао и Лян Фэнчжуном.
Лян Сюесян был первым мастером,
нарушившим традицию передачи учения школы Богомола только одному ученику.
(рис. 11) Представители пятого и шестого поколений прямых наследников
семьи Лян - Лян Чжэнчжао и Лян ФэнЧжун. В конечном итоге Лян Сюесян
передал своё искусство Танлан Цюань нескольким ученикам – своему сыну Лян
Цзинчуаню, Цзян Хуалуну, Сун Цзыдэ, Хао Хуну (Ляньжу), Сюй Шанькуну, Сунь
Ину, Чжу Юнсю, Цзян Лаоци, Тун Куньцзяну, Сунь Юаньчану и Сунь Юаньцаю.
Среди них, самым известным стал Цзян Хуалун.
Как говорит легенда, одним днём, престарелый мастер Лян
занимался формой «Луаньцзе», потом зашёл в дом, спокойно сел, закрыл глаза
и умер.
Пятое поколение мастеров бокса
богомола. Мастера Цзянь Хуалун и Сун Цзыдэ.
Цзян Хуалун (1855-1924), прозвище Юншен, родился в бедной
семье во времена пятого года правления Сянфэна (1851-1862) в деревне
Хуанцзин Гоу, уезда Лайян, провинция Шаньдун.
Сун Цзыдэ (1857-1934) имел прозвище Яокунь. Он родился в
состоятельной семье в деревне Чжаогэ Чжуан, уезда Лайян, Провинции
Шаньдун. Его так же называли Сун Эръе – Сун «Второй Старший». (Рис.12
Мастер Сун Цзыдэ1857-1934)
Цзян Хуалун
и Сун Цзыдэ были близкими друзьями и братьями по кунг-фу. Перед тем как
они были представлены известному мастеру бокса Богомола Лян Сюэсяну, они
изучали «Бокс Обезъяны» (Хоу Цюань). Впоследствии Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ
стали учениками Лян Сюэсяна и изучили только одну форму, которую он
пожелал преподать своим ученикам. (Это связано со старым мировоззрением,
позволявшим передавать учение только одному достойному ученику). Набор
техник, который они изучили, назывался «Восемь локтей» (Бачжоу). Это была
старая форма «боя на ближней дистанции» (дуаньда), которая традиционно
приписывалась самому Ван Лану. У мастера Лян Сюэсяна были и свои
собственные причины для обучения учеников этой форме. Он знал, что форма
«Бачжоу», хотя и очень эффективный набор техник, не могла быть успешно
применима без освоения техник, представленных в остальных формах стиля
Бокса Богомола, называемых «Секретные руки» (Мишоу), включащих «Сокрушить
и заполнить» (Бэнбу), «Хаотически соединенные» (Луаньцзе) и шести секций
«Избранное» (Чжайяо). Мастер Лян хотел найти наиболее преданных и верных
последователей, перед тем как передать им полное учение.
Через некоторое время, когда Сун Цзыдэ
и Цзян Хуалун завершили свое обучение у мастера Ляна, Цзян Хуалун был
вызван на бой известным бойцом из Лайяна по имени Цзи, который был военным
чиновником в звании «у цзюй». Несмотря на хорошие боевые навыки Цзян
Хуалуна, Цзян был побежден. Пристыженный и расстроенный Цзян пришел к
своему другу Сун Цзыдэ и рассказал ему о своей неудаче. У Суна родился
план, как убедить мастера Ляна обучить их основе системы Бокса богомола,
набору шести форм, называемых « Избранное» (Чжайяо) и всем оставшимся
формам. Сун убедил Цзяна упасть на колени перед воротами дома мастера Ляна
и стоять, пока он не согласится учить полной версии бокса Богомола. Так же
Сун предложил сказать мастеру Ляну, что они поклянутся заботиться о нем до
конца его дней, и Сун даже оплатит строительство дома для него. Цзян
сделал так, как предлагал Сун. После дня стояния на коленях перед воротами
Ляна, в конечном итоге его пригласили в дом, где Мастер Лян
поинтересовался причиной стояния на коленях, называя Цзян Хуалуна его
детским именем «Горка» (Шань Цзы). После длительных упрашиваний, Мастер
Лян согласился обучать Цзян Хуалуна полной версии Бокса Богомола.
Когда Цзян Хуалун вернулся в дом Сун
Цзыдэ, два молодых человека на коленях перед алтарем поклялись быть
названными братьями. С этого момента Сун Цзыдэ должен был звать Цзян
Хуалуна «Второй брат» (Эргэ) и согласно договоренности между Цзяном и
Суном, Цзян одновременно обучал Сун Цзидэ всем формам и техникам Бокса
Богомола, которым его в свою очередь обучал Мастер Лян Сюэсян. С тех пор
они тренировались вместе, совершенствуя свое мастерство.
Некоторое время спустя, Сун Цзыдэ,
будучи родом из очень зажиточной семьи, построил дом из шести комнат для
Мастера Ляна, где Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ впоследствии открыли школу
боевых искусств, отдавая все заработанные деньги Мастеру Лян Сюесяну.
Новый дом был построен прямо за старым фамильным домом Лян Сюэсяна в
деревне Юшань Куан уезда Хэйян. (Рис№13 Вход в фамильный дом Ляна Сюэсяна
в деревне Юйшань Куан)
Оба дома все
еще существуют. Наследник мастера Ляна Сюэсяна в шестом поколении г-н Лян
Чженьчжао, местный целитель китайской традиционной медицины, живет в
старом фамильном доме, а его сын Лян Фэнчжун живет в трех комнатах дома,
построенного Сун Цзыдэ и Цзян Хуалуном. Остальные три комнаты этого дома
опечатаны и остаются необитаемыми.
Существует история о том, как во время тренировки «жесткого
цигуна» называемого «Три поворота и Девять вращений Буддийских Архатов
(Саньхуй Цзючжуань Лохань Гун) ученики Суна и Цзяна разрушили стену внутри
дома, когда «набивали» о нее свое тело. Однако, в последствии, эта история
переродилась в легенду со слегка другим содержанием.
"После того, как строительство дома было завершено, Цзян
Хуалун и Мастер Лян пришли посмотреть на новый дом. «Это замечательный
дом», сказал Лян, «но он не выглядит очень крепким. Он не выдержит, если я
нанесу удар локтем (Дин Чжоу)» Как только он произнес это, он нанес удар
локтем по стене дома. Как он и предсказывал, стена разлетелась на части –
такова сила удара была у Мастера Лян Сюэсяна." (Рис№14 «Новый» дом мастера
Лян Сюэсяна, который являлся так же школой бокса)
После нескольких лет тренировок (традиционно в Богомоле
изучали в год не более одной формы) Цзян и Сун оба стали очень искусными в
боксе Богомола. Сун Цзыдэ даже превзошел Цзяна Хуалуна в своем мастерстве.
Однажды они сидели и пили чай. Сун Цзыдэ вытащил курительную трубку и
попросил у Цзяна Хуалуна прикурить. Цзян поджигая табак, нанес Сун Цзыдэ
особый удар по ребрам по технике Богомола, но мгновенно оказался на полу,
отброшенный молниеносной контратакой. Цзян Хуалун встал и поклонился Сун
Цзыдэ, сказав, что его гун-фу (боевое мастерство) превосходит его
собственное.
За исключением часто
упоминаемого сборника даосского священника Шенсяо Даожэнь, основанного на
подлинных материалах Шаолиньского настоятеля Фу Цзю (Династия Сун), больше
никаких письменных источников или полных руководств по боксу Богомол не
существовало. Мастер Лян Сюэсян был первым, кто составил достаточно
обстоятельное руководство по Богомолу. Он передал Цзяну Хуалуну только
несколько листов. Они содержали необходимую историю и название некоторых
форм, таких как «Бэнбу», «Ланьцзе» и «Бачжоу». К сожалению, Цзян был
неграмотным, и поэтому передал эти листы Сун Цзыдэ с просьбой разработать
новое, полное и обстоятельное руководство. В годы правления Тун Чжи
(1862-1875), после нескольких лет кропотливой работы, Сун Цзыдэ с помощью
Цзян Хуалуна, написал новое руководство, состоящее из 180 листов,
содержащее информацию по теории, истории, формам, оружию и цигуну
Богомола. Подлинник рукописи был в начале 1980-х преподнесен в дар
Государственному Исследовательскому Институту Ушу внуком Сун Цзыдэ –
Мастером Ван Юаньцяном. (Рис №15 «Руководство по боксу богомола» Мастера
Сун Цзыдэ) Лян Сюэсян так же написал
«Руководство по Длинном Копью». Оригинал этого манускрипта храниться в
семье Ван. (Рис №16 Мастер Ван Юаньцянь с «Руководством по боксу богомола»
его деда Сун Цзыдэ) По словам Мастера Ван Юаньцяня, Цзян Хуалун был крайне
сложным человеком по характеру. Всякий раз, когда кто-нибудь задевал или
оскорблял его, он вызывал этого человека на бой и избивал его. Если же
Цзян Хуалун был в плохом расположении духа, он бродил по улице как
свирепый бык, и горе было тому, кто оказывался на его пути.
В конце династии Цин (1644-1911),
когда Цзян Хуалун жил и преподавал в Янтае, он часто вызывал на бой (так
же как и ему часто бросали вызов) мастеров различных стилей бокса. В
результате он всем наносил поражение. Много раз он побеждал соперников
своим любимыми приемами «Связанные локти» (Банчжоу), «Срывать цветы слева
и справа» (Цзо ю Ди Чахуа) и «Шаг нефритового кольца» (Юхуаньбу). В
результате некоторые пристыженные бойцы, проигравшие бой Цзяну,
объединились. Мастер Бокса Восьми триграмм (Багуа Цюань) Гун Баотянь
(1867-1943), который только что был побит в недавнем бою с Цзяном,
выступая представителем этого объединения Янтайских бойцов, бросил вызов
Цзян Хуалуну. Он пригласил его в Шинаньху биться с ними до смерти с
оружием.
Когда Цзян услышал эту
новость, он вне себя от негодования поспешил в свой родной уезд Лайян.
Дома он взял меч и длинное копье, надел шлем и доспехи - как будто
собрался на войну. Он вскочил в седло и уже было собрался умчаться прочь,
когда его остановил его друг и брат по кунгфу Сун Цзыдэ. Сун сказал ему,
что это не очень благородная затея, и что этот инцидент в скором времени
послужит причиной возникновения многих неприятностей.
В конечном итоге Сун отговорил
Цзяна от «военного похода», и сам направился в Янтай для урегулирования
возникшей ситуации. В Янтае он встретился с Мастером Гун Баотянем, который
оказался достаточно разумным, что бы осознать все неприятные последствия,
которые могут стать следствием этого конфликта. Таким образом, Сун
восстановил мир между сообществом бойцов Янтая и Цзян Хуалуном. Позднее
Цзяна пригласили в Янтай обучать Боксу Богомола, где он оставался
несколько месяцев, вплоть до трагической смерти его единственного сына -
Цзян Хуантина. Цзян Хуантин был одним среди немногих, владевших
практически в совершенстве искусством бокса Богомола. Он часто
путешествовал со своим отцом, помогая ему в обучении боксу. К сожалению,
он скончался в раннем возрасте из-за проблем с сердцем. Цзяну Хуалуну было
тогда шестьдесят лет. В последствии Сун Цзыдэ предположил Цзяну Хуалуну
взять в жены дочь своего слуги. Цзян согласился, но, к сожалению у
супругов, не было детей мужского рода, поэтому Цзян усыновил мальчика,
назвав его Цзян Хуаньцзы, которого он тоже обучал боксу Богомола.
Цзян Хуалун был крайне знаменит в то
время. Существовали даже поговорки в народе, характеризующие его как
большого мастера: «Цзян Хуалун – мастер удара кулаком и ногой, а Ли Юндэ –
мастер широкого мяча и копья (Ицюань Ицзяо Цзян Хуалун, Идао Ицян Ли Юндэ)
и «Цзян Хуалун – свирепый боец, Ли Мингэ – злобный боец (Дадэмен Цзян
Хуалун, Дадэпо Ли Мингэ). (5) Согласно этим поговоркам в мире боевых
искусств, только мастерство Ли Мингэ было равным Цзян Хуалуну. Ли Мингэ
(1858-1913) был родом из деревни Гэ Чжуан, и взял себе второе имя –
Чжунсян. Позже он стал известен под прозвищем Данбай. Ли Данбай был
мастером «Длинного Кулака» (Чан Цюань) и «Кулака Янь Цина» (Янь Цин
Цюань), а так же стиля боя на земле, называемого «Мастерство трех
координаций» (Саньхэ Гун). (6) Он был хорошо известен в кругах боевых
искусств под прозвищем «Тот, у кого нет противников в поднебесной» (Тянься
У Дишоу).
Согласно «Вестнику уезда
Лайян» (Лайян Сяньчжи), Ли Данбай обладал превосходящей любого
впечатляющей физической выносливостью. Он тренироваться у мастера Длинного
Кулака Гао Дяньцзы, к тому же он учился у мастера Ю Чжисю. Ю Чжисю
практиковал стиль «Бой на земле» (Дитан) и был родом из деревни Сяоли
Цунь. Его стиль «Железные ноги» (тетуй) являлся смесью наиболее жестких
техник из разных стилей бокса.
Ли
Данбай служил в тыловой охране в войсках известного Цзян Чженьляня их
Северной Цися, чьи войска охраняли уезд от набегов бандитов Нянь. (7)
Цзянь Чженьлянь укреплял свое тело до значительной степени еще и тем, что,
помимо прочего, спал каждую ночь на кирпиче вместо подушки. Так же он
славился своей техникой ударов ногами.
Позже Ли Данбай получил официальный пост как телохранитель
военного губернатора Провинции Синьцзян. По истечении многих лет службы,
Ли прослышал о Цзян Хуалуне, открывшим школу бокса в уезде Лайян. Ли так
же слышал о нем от своего учителя Ю Чжиси, которому приписываются слова «Я
не знаю со сколькими сотнями бойцов из семи провинций я участвовал в
схватках. И только двух из них я признаю как равных себе». Двумя этими
людьми, которых он упоминал были г-н Чжэн из Шаньси и Цзян Хуалун из уезда
Лайян. Ли Данбай так же слышал, что Цзян Хуалун заявил, что никто в Китае
не сможет сравниться с ним в боевом мастерстве.
В 1908 году Ли Данбай решил вернуться домой в Лайян и
встретиться с Цзян Хуалуном в честном бою. Вскоре Цзян Хуалун, который к
тому времени преподавал в Янтае, прослышал о намерении Ли Данбая и так же
решил вернуться в Лайян для встречи с Ли. Два мастера встретились в школе
бокса известного мастера Лю Минчана.
После предварительного обеда, оба мастера были готовы
сразиться. Мастер Цзян, как описывается в «Вестнике уезда Лайян» (Лайян
Сяньчжи) «был не более пяти футов роста и выглядел жирным и вялым, как
деревенский дурачок, однако стоило начаться схватке, как он становился
ловким и проворным как обезьяна.» Ли Данбай наоборот «был огромным, почти
два метра ростом и обладал чудовищной силой».
Мастер Ван Юаньцянь описывал это так: «Бой закончился
быстро. Ли Данбай атаковал первым с непрерывными ударами по технике «Шесть
рук вращают водяное колесо» (Люшоу Фаньче), чем вынудил Цзян Хуалуна
отступать, пока тот не уперся в стену. Тем не менее, Цзян Хуалун используя
технику «Преграждающие удары налево и направо» (Цзо ю Дяода), отбросил Ли
Данбая к противоположной стене. Затем два мастера были остановлены Лю
Минчаном, который понял, что оба мужчины были равными по силе и
мастерству» В конечном итоге три известных
бойца: Цзян Хуалун, Ли Данбай и Сун Цзыдэ стали названными братьями. Ли
Данбай стал старшим братом, Цзян Хуалун – вторым и Сун Цзыдэ – третьим
братом.
В «Вестнике уезда Лайян»
(Лайян Сяньчжи) есть следующая запись: «С того времени оба мастера очень
уважали друг друга и стали названными братьями. Поскольку Данбай и Хуалун
стали близкими друзьями, ученики двух их школ имели возможность брать
лучшее из техник двух мастеров. Человека, которого Ли Данбай обучил полной
технике стиля звали Сю Чжичжо из деревни Шихэ.
К сожалению Ли Данбай в возрасте пятидесяти пяти лет
серьезно заболел. Перед своей смертью Ли Мингэ сказал своему любимому
семнадцатилетнему племяннику Ли Куншаню: «Я искал по всему Китаю и считаю
лучшим мастером бокса твоего названного дядю Цзян Хуалуна. Когда я покину
этот мир, ты должен стать его учеником, и если ты будешь прилежно
заниматься, ты достигнешь больших успехов в будущем».
В традиционном боксе Богомола,
который преподавали Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ, существовало только три вида
классического оружия «Пурпурно золотой шест Великого Одного» ( (Тай И
Цзыцзин Гун), «Широкий меч нефритового кольца Великого предела» (Тайцзи
Юхуань Дао) и «Двойной прямой меч нефритового кольца» (Юхуань Цзянь).
Однако в стиле недоставало четвертого классического оружия Китая, «Короля
всего оружия» - копья. Цзян Хуалун прослышал об известном мастере длинного
копья из Лайяна по имени «Старик Ван» (Ван Лаожень), чье истинное имя было
– Ван Тайчу. Он славился своим нежеланием обучать кого либо своим
продвинутым техникам копья.
У Цзяна
были базовые навыки работы «Длинным копьем шести координаций» (Люхэ
Чанцян), которым он обучился у мастера Лян Сюэсяна.(Рис №17 Мастер Ван
Юаньцянь демонстрирует боевую технику «Длинного копья» (Чан Цян) Однажды
он пришел к «Старику Вану» и вызвал его на бой на копьях на обнесенном
забором дворе. Ван согласился и Цзян незамедлительно атаковал его копьем.
«Старик Ван» отразил удар Цзяна и контратаковал его ударом копья в горло.
Цзян осознав свое невыгодное положение, решил как можно скорее отступить.
Когда Цзян наткнулся на противоположную стену, кончик копья Вана все еще
упирался в грудную клетку Цзяна, контролируя каждое его движение.
Изумленный Цзян Хуалун объявил себя побежденным. Пристыженный, он покинул
дом Вана.
Позже Цзян Хуалун пришел к
Сун Цзыдэ и рассказал ему о случившемся. Сун был потрясен оскорбительным
поведением Цзяна. «Старик Ван» был значительно старше Цзяна и имел
всеобщее уважение как мастер. Сун настоял, что бы Цзян Хуалун пошел и
извинился за свое грубое поведение. Цзян сделал, как сказал Сун и был
прощен Ван Тайчу. Позднее Цзян Хуалун и Сун Цзидэ попросили «Старика Вана»
обучить их своей технике боя копьем. Ван согласился только потому, что
Цзян Хуалун славился своей великолепной кулачной техникой, а Ван был
достаточно заурядным кулачным бойцом и хотел обменятся опытом с Цзян
Хуалуном. Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ тренировались со «Стариком Ваном»
несколько лет, потратив первых три года на обучение базовым техникам
Длинного копья (Чан Цян) – «Запечатывание» (Фэн), «Давление» (Я), и
«Пронзание» (Жа) или внешний круговой блок, внутренний круговой блок и
нанесение удара. (Рис.18 Мастер Ван Юаньцян вместе с автором демонстрируют
боевую технику Длинным Копьем (Чан Цян) После 3-х лет занятий, они могли
снять тряпичные защитные наконечники с 10,8 футового копья, и поднять веко
глаза или коснуться нижней губы без причинения какого либо вреда человеку.
Они так же могли нанести удар острием копья в подбородок противника и
оставить лишь легкий след от удара, не пролив ни капли крови. Таково стало
их мастерство в обращении с копъем. Поэтому техника длинного копья,
обучаемая Цзяном Хуалуном и Сун Цзыдэ очень похожа на технику копья
мастера Ван Тайчу.
По словам мастера
Ван Юаньцяна, Сун Цзыдэ и Цзян Хуалуну приписывается создание таких
кулачных форм как «Путь сливового Цветка» (Мэйхуа Лу) и «Водяное Колесо»
(Фань Чэ), которые впоследствии были взяты на вооружение другими стилями
Богомола. Мастер Сун Цзидэ так же создал седьмую форму из набора
«Избранное» (Чжайяо) как сочетание Богомола и «Боя на земле» (Дигун
Цюань). Седьмая форма из набора форм «Избранное» (Чжайяо) одна из самых
редчайших форм и преподается в своем первоначальном виде только внуком Сун
Цзыдэ, Мастером Ван Юаньцянем.
Когда
Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ дожили до средних лет, они решили преподавать бокс
Богомола для всех желающих и совместно основали школу бокса (цюань фан) в
деревне Чжаогэ Чжуан уезда Лайян. Тогда, Цзян Хуалун не хотел принимать
участия в обучении. Часто он только наблюдал и контролировал процесс.
Единственным, кто действительно обучал, был Сун Цзыдэ. Только в возрасте
шестидесяти лет Цзян решил преподавать сам и открыл вторую школу бокса в
деревне Чаншань уезда Лайян. Тем не менее, он часто наведывался в их
первую школу в Чжаогэ Чжуан и помогал Суну в обучении.
Начав обучение в школе Чан Шаня, Цзян
внес изменения в первоначальный стиль бокса Богомола, который он
преподавал вместе с Сун Цзыдэ в старой школе Чжаогэ Чжуан. Он как изменил,
так и исключил некоторые традиционные формы. Например, Цзян не обучал
традиционной форме «Сокрушить и Заполнить» (Бэнбу) своих учеников, которые
уже выучили форму «Путь Сливового Цветка» (Мэйхуа Лу), из-за определенного
сходства в технике и приемах. Особенно Цзян Хуалун изменил набор форм
«Избранное» (Чжайяо), что в последствии привело к созданию набора уже
слегка видоизмененных форм «Избранное» (Чжайяо). Цзян обучал этой новой
версии бокса Богомола только учеников своей новой школы в Чан Шане. В
результате, многие ученики Цзяна из школы в Чан Шане выучили измененный
набор форм «Избранное».
Около 1912г,
будучи в Янтае, Цзян установил тесные отношения с двумя экспертами
китайского бокса – Чень Дэшанем и Ван Чжунцином, у которых он обучился
наиболее эффективным техникам «Длинного кулака» (Чан Цюань) и «Кулака
формы и воли» (Синь-и Цюань). В результате эти эксперименты с другими
стилями боевых искусств привели к созданию нового стиля Богомола. Он стал
инициатором и со-основателем комбинированного стиля, основанного на
техниках стилей Танлан Цюань, Чан Цюань, Тунбэй, Синь-И и Багуа, слившихся
в комбинацию полностью отличного от первоначального набора форм «Чжайяо».
Этот набор шести форм стал основным стержнем нового стиля бокса. Мастер
Цзян назвал этот стиль «Бокс Шести Координаций» (Люхэ Цюань) или, по
видимому в честь Боксерского восстания 1898-1900гг. – «Бокс Гармонии и
Справедливости» (Ихэ Цюань).
Сун Цзыдэ
не одобрял новшеств Цзян Хуалуна, твердо стоя на том, что они должны
обучать традиционному стилю бокса Богомола, в том виде, в каком он
преподавался поколениями, и что им не следует создавать никакого нового
стиля. Тем не менее, Цзян Хуалун придавал большое значение своим новациям
и начал обучать нескольких учеников этому новому стилю. Среди тех, кто
обучался этому стилю, был даосский священник Фэн Хуаньи (1879 ?),
передавший этот стиль мастеру Вэй Сяотану (1901-1984). В 1960х учкеники
Вэй Сяотана назвали этот стиль Богомол Восьми Шагов (Бабу Танлан Цюань).
Как ранее упоминалось, Цзян Хуалун был
не очень высоким человеком, около 160 см, но обладал невероятной
физической силой и сложением походил на колонну мышц. Такое «каменное»
тело и невероятная физическая сила были результатом так называемого
«жесткого» цигуна Богомола. Этот «жесткий» цигун состоял из таких
упражнений, как «Метод Четырнадцати упражнений Земных Бессмертных» (Лю
Дисянь Шисы Дунгун), «Метод укрепления тела Восемь кусков парчи Даоса
Тайи» (Тайи Чженьжэнь Бадуань Цзинь Ляньшень Фа), и «Метод Набивки Ци и
Возвращения Ян - Три поворота и Девять Вращений переданный патриархом
Бодхихармой» (Дамо Цзуши Саньхуй Цзючжуань Хуаньян Пайци Фа). (Рис.19
Иллюстрация из части трактата Цуй Шоушаня, описывающей «Метод Набивки Ци и
Возвращения Ян - Три поворота и Девять Вращений переданный патриархом
Бодхихармой»)
Существует много
историй, в которых описываются выдающиеся способности Цзян Хуалуна.
Говорили, что камень, брошенный в крепко спящего Цзяна не причинял ему
вреда, потому что защитная энергия ци концентрировалась в районе удара и
предотвращала повреждения. Другая история говорит, что мастер Цзян Хуалун
ложился на землю, на живот ему бросали каменный мельничный жернов, и
жернов этот подскакивал на его животе на полметра. Еще Цзян Хуалун спал,
стоя на голове с вытянутыми вверх ногами на каменной ступе,
использовавшейся для крушения риса.
Мастер Цзян Хуалун является одной из самых важнейших фигур
в развитии стиля Богомола в 20 столетии. Он вместе с Сун Цзыдэ воспитал
восьмерых наиболее известных в современности последователей стиля. Они
известны как «Восемь Великих последователей» (Ба Да Дицзы) – Ван Юшань, Ли
Куньшань, Цуй Шоушань, Цзян Хуантин, Чжао Шитин, Цзю Чжуюань, Цзан Юншен и
Цзян Юлун. Большинство из них вышли из школы бокса в Чжаогэ Чжуан. Среди
«Восьми великих последователей» трое первых - Ван Юшань, Ли Куньшань, Цуи
Шоушань были известны как «Три Горы Лайяна» (Лайян Саньшань). Они являлись
полными наследниками Бокса Богомола Сун Цзыдэ и Цзян Хуалуна и были широко
известны в то время. Так же было еще несколько учеников, вышедших из школы
бокса в Чан Шане. (10) Среди них наиболее известны – Цзи Лейшань, Цуи
Луотин, Юань Цзи, Ли Куньшань, Цао Цзохоу, Лю Цзуюань, Чжао Интин, Лю
Юндэ, Ду Ляньчжоу, Лю Юаньтин, Янь Шицзие, Цзян Дунъян, Ю Чжэнцзян, Цзя
Цзиньтин и Ян Сюэсин.
Шестое поколение
мастеров бокса богомола.
Мастер Ван
Юйшань (1892-1976), так же известен как Ван Чжэн, родился в деревне Цуй
уезда Лайян. В 1902 он начал изучать стиль боя на земле Дигунцюань под
руководством своего двоюродного деда.(11) Мастер Ван был крупным
человеком: рост его равнялся 176 см, а вес 93 кг. (Рис. №20, Мастер Ван
Юйшань (1892-1976 в возрасте 70-ти лет) В то время отец Ван Юйшаня состоял
в дружеских отношениях с Цзян Хуалуном и Сун Цзыдэ. Молодой любознательный
Ван посещал их школу, желая сразиться с Сун Цзыдэ и тем самым опробовать
технику стиля танланцюань. Сначала Ван Юйшань планировал провести бой в
десять раундов, но смог продержаться против Мастера Суна лишь на
протяжении трех. Пораженный Ван решает изучать стиль Бокс Богомола. В 1910
г. он становится учеником Сун Цзыдэ и Цзян Хуалуна и усердно изучает
танланцюань. Ван тренировался дважды в день в течение семи лет. Сун Цзыдэ
и Цзян Хуалун занимались с ним утром и вечером, а в промежутке Ван
практиковался самостоятельно. Однажды ему пришлось сразиться с собственным
дядей (братом матери). Они провели десять раундов, и в конце концов Ван
Юйшань одержал победу над своим дядей. После 7-и лет занятий с Сун Цзыдэ,
Ван Юйшань подтвердил, что является прилежным, честным и послушным
учеником. Кроме того, Ван Юйшань женился на племяннице Сун Цзыдэ. По
свидетельству Ван Юаньцяня, сына Ван Юйшаня, его отец исправно платил за
обучение долгие годы; после его женитьбы Сун Цзыдэ сказал ему, что он
может больше не платить; однако, Ван Юйшань настоял на том, чтобы платить
еще в течение 3-х лет в знак уважения к учителю.
Когда Ван Юйшань завершил свое обучение и стал мастером
всех разновидностей и техник стиля Кулак Богомола в том оригинальном
варианте, которому учили Цзян Хуалун и Сун Цзыдэ, Цзян Хуалун дал Вану
совет найти других знаменитых учителей, чтобы проверить свои боевые
качества и приобрести необходимый опыт. В старом Китае такая практика
называлась «Визит друзей» [или «Навещать друзей»]. Перед самым отъездом
Ван Юйшаня Мастер Цзян Хуалун сказал ему: "Рука не ждет руки. Корабль не
ждет пассажира. Блокирующие врата удары руками и блокирующие врата удары
ногами. Сильный генерал не должен управлят слабой армией." Эта идиома
означает примерно следующее: как только ты встретишь своего противника, ты
должен атаковать немедленно. Атакуй его и не прекращай наносить удары, -
так, чтобы он не успевал отвечать на них.
В возрасте 25-ти лет Ван Юйшань начал преподавать
танланцюань и принимать учеников. Его первым учеником стал Ван Цыцзин,
который будет потом учителем Чжан Дэкуй (1907-1991), основателя школы
«Кулак Богомола Секретных Врат» (Мимэн Танлан Цюань). Репутация лучшего
бойца, которой обладал Ван, приобрела широкую известность, и опережала его
в его странствиях. Какую бы местность в Лайяне он не посетил, оказывалось,
что там уже были наслышаны о его выдающемся боевом искусстве. Многие
вызывали его на поединок. Вскоре Ван Юйшань открыл собственную школу
боевых искусств (Цюань фан). Главный судья той местности, Цзян Шэнжень,
который обучал различным видам китайских боевых искусств, решил посетить
новую школу Ван Юйшаня. Он постучал в дверь Вана. Ван обедал. В помещении
было довольно темно, и, когда дверь открылась, Ван Юйшань почувствовал
враждебность, исходящую от посетителя, и внезапно атаковал Цзяна и сбил
его с ног. Когда же Ван увидел, кем был этот посетитель, он извинился и
сказал: «Встань и скажи мне, что тебе нужно?» Судья Цзян объяснил, что он
пришел, чтобы увидеть искусство Ван Юйшаня во владении стилем Кулак
Богомола. Вскоре после того случая они стали друзьями, хотя Цзян Шэнжень
был старше. Однажды судья Цзян сказал: «Мастер Ван, тебе не следует
сражаться ни с кем один на один. Нет никакого смысла делать это, обладая
столь выдающимися боевыми качествами. Тебе стоит соглашаться лишь на
поединок с несколькими противниками, тогда и только тогда ты сможешь
действительно победить».
Другая
легенда гласит, что однажды, будучи в возрасте 28-и лет, Ван Юйшань
оказался в одном селении во время праздника. Там он увидел, как некий
человек достает воду из колодца, вращая ворот. Когда ведро с водой был уже
почти на поверхности колодца, рука человека соскользнула и отпустила ручку
ворота. Тяжелое ведро с водой вот-вот должен бы полететь вниз, вращая
ручку ворота, которая ударила бы человека по голове. Однако, когда это
увидел Ван Юйшань, он кинулся вперед и выставил свою «железную» руку так,
что она остановила ручку, - и спас тем самым жизнь крестьянина. Все жители
деревни были поражены быстротой реакции и искусством Ван Юйшаня.
В 1932 г в городе Циндао состоялось
публичное состязание на помосте (Лэйтай), которое проводила школа боевых
искусств Чиянь Хуэйгуань. Ван Юйшань отправился туда вместе с учениками
Мастера Лян Гочэна, которых звали Дин Шу У и Ли Пэншань. Одно из немногих
правил состязания состояло в том, что мастер может сражаться только с
мастерами, а ученик – только с учениками. Дин и Ли выступали в ученических
боях и вышли победителями. Мастер Ван Юйшань сражался среди мастеров; его
соперником оказался мастер по имени Чи из Цанкоу. Ван Юйшань начал с
использования «Ударов Великого Предела» (Тайцзи да), но Чи ответил ему
атакой ноги. Ван применил технику «удара воротом» (Лулу) и сбросил Чи с
платформы на землю. После состязания многие мастера засвидетельствовали
свое почтение Ван Юйшаню, признавая его мастерство в технике танланцюань.
Это стало началом популярности Ван Юйшаня и его славы как великого мастера
Бокса Богомола.
Весной 1933 года в г.
Цзинань, столице провинции Шаньдун, проводился «Первый Уездный Экзамен по
Боевым Искусствам». (12) Это мероприятие продолжалось восемь дней и
привлекло толпы людей. Более четырехсот участников собирались сразиться в
ходе соревнований. Они должны были выступать безо всякого защитного
снаряжения и без жестких правил, и бой должен был длиться до тех пор, пока
не останется лишь один победитель.
На
восьмой день чемпионата Ван Юйшань победил всех участников и уже побеждал
своего последнего противника, который оказался племянником правителя
провинции Хэнань. Предполагалась, что схватка продлится только три раунда.
Тем не менее, один из судей, человек правителя Хэнань, не давал гонга в
конце третьего раунда, видя, что племянник правителя проигрывает. Тогда
другой судья, по имени Цзи Южэнь, который сам был из Циндао, сказал Ван
Юйшаню что тому придется драться до нокаута, иначе судьи никогда не
признают его победу. Ван Юйшань последовал совету и быстро завершил бой,
использовав технику «Ударов Великого Предела» (Тайцзи да), буквально
выкинув противника с платформы. (Рис 21, Мастер Ван Юйшань в свободном
бою, весна 1933 года, г. Цзинань). Его
соперника унесли в больницу, где он скончался через несколько дней.
Услышав эту новость Ван Юйшань обеспокоился тем, что правитель Хэнань
начнет за ним охоту, однако ничего особенного не произошло. После
чемпионата видный деятель в области спорта и боевых искусств Ма Лян
(1878-1974) провел конференцию, на которой особо отметил безупречную и
безоговорочную победу Ван Юйшаня и его неподдельное искусство танланцюань
из Лайян. (Рис 22, Мастер Ван Юаньцянь Мастер Ван Юйшаня демонстрирует
технику «Ударов Великого Предела»).
20
октября 1933 года, в столице Китая, которой в то время был город Нанкин,
состоялись «Вторые Национальные Состязания по Боевым Искусствам». Как
победитель в своей провинции, Ван Юйшань был выбран для участия в
соревнованиях по свободному бою. Однако, по сравнению с традиционными,
старомодными и лишенными всяких правил «Боями на помосте» (Лэй тай), эти
соревнования ограничивались многочисленными правилами. Дело в том, что во
время «Первых Национальных Состязаний по Боевым Искусствам» проходившем 15
Октября 1928 года, многие участники были травмированы. Таким образом новый
набор правил, установленный на «Вторых Состязаниях», был направлен на
увеличение безопасности участников. Новые правила запрещали все виды
ударов руками, ногами и вообще любые действия направленные в голову, горло
и пах противника. Таким образом, Ван Юйшань был вынужден сражаться по
новым правилам. Его противником был человек из южной провинции Фуцзянь. Он
постоянно пытался атаковать, бросаясь вперед с опущенной головой, пытаясь
ударить ею Вана. Надо заметить, что атаки в голову – «визитная карточка»
школы богомола, и, когда в один прекрасный момент такая манера боя его
противника совсем разочаровала мастера Вана, он отправил его в нокаут
одним из таких ударов, за что и был дисквалифицирован до окончания
чемпионата.
В 1933 году Ван Юйшань
отошел от чемпионатов и начал преподавать в «Академии Боевых Искусств
Лайян», которую он основал вместе с братьями по школе Ли Куньшанем и Цуй
Шоушанем. Тогда все профессиональные бойцы Лайян и Яньтай, в независимости
от того, у кого они обучались, должны были успешно закончить Академию и
получить одобренное правительством разрешение на преподавание. В
результате множество мастеров богомола из Лайян и Яньтай учились и
совершенствовались в академии у «Трех Гор Лайяна» – Ван Юйшаня, Ли
Куньшаня и Цуй Шоушаня.
В 1936 году
господин Цзян Шубэй пригласил Ван Юйшаня в Циндао преподавать школу
Богомола. Ван согласился и поехал в Циндао, где был приглашен обучать
кулачному искусству в 4-ю гимназию боевых искусств Циндао. В первый день
занятий Ван Юйшань появился в школе в традиционной длинной одежде, и ему
сообщили, что некоторые студенты гимназии хотели бы вызвать нового учителя
на бой. Ван Юйшань согласился. Он снял свою куртку, и четверо студентов
напали на него. Все они были разбросаны по разным углам зала ударами рук,
ног или бросками. Изумленный Цзян Шубэй пригласил Ван Юйшаня на обед. В
Циндао этот инцидент поднял новую волну интереса к кулачному искусству
мастера Ван Юйшаня.
Ван Юйшань был
первым мастером направления Богомола Цветка Сливы, который преподавал в
Циндао в 30-е годы. (Рис.23 - Вид на Циндао из окна Мастер Ван Юаньцяня)
Позже, в 40-х, уже двое известных мастеров направления Семизвездного
Богомола Ван Юньпэн и Мао Лицюань тоже обучали в Циндао. Про Мао Лицюаня
известно, что он не мог заработать себе на жизнь и полагался целиком на
своих учеников. Позднее он стал хорошим другом с Ван Юйшанем, у которого и
изучил некоторые формы «Избранное» (Чжайяо).
Ван Юньпэн (1875 -1959) был мастером Семизвездного Богомола
и учеником Ли Цзычжаня по прозвищу "Ли Быстрые Руки", (Куайшоу Ли). Ван
Юньпэн переехал в послевоенный Циндао в 1946, но из-за тяжелой
экономико-политической ситуации в стране к 1951 потерял всех учеников. В
это время Ван Юйшань лечил людей и вел занятия по «пайда гун» для
поддержанию формы студентов в одном из гражданских институтов Циндао. Ван
Юньпэн испросил у него разрешение на изучение традиционной системы массажа
«аньмо» и традиционного «пайда гун», чтобы заработать себе на жизнь и
получил его. Однажды, во время сеанса терапии в присутствии мастеров
кулачного искусства Лю Гэданя и Лю Дяньсяня, Ван Юньпэн заявил, что нет в
Циндао ни одного мастера, которого он не мог бы победить, и мастер Ван
Юйшань остался единственным, с кем он еще не дрался. Услышав это,
последний сказал: «Ну что ж, подходи и атакуй!». Ван Юйшаню потребовалось
всего несколько секунд, чтобы победить Ван Юньпэна. Пораженный, тот
воскликнул: «Мастер Ван, ваши умения поистине невероятны!». Вскоре Ван
Юньпэн обратился к мастеру Вану с просьбой помочь ему улучшить свои
навыки. Будучи его другом, Ван Юйшань обучил Ван Юньпэна первой и второй
формам из классического раздела «Избранное» (Чжайяо) школы Богомола.
Вскоре, после 1940-х, мастер Ван
Юйшань окончательно обосновался в Циндао и продолжал преподавать до конца
своих дней, став одной из самых заметных фигур столетия в мире боевых
искусств. Он воспитал множество учеников и оказал влияние на многих
мастеров школы Богомола. Среди наиболее известных учеников Ван Юйшаня его
двое сыновей Ван Юаньцянь и Ван Юаньлинь, Лю Баоминь, Лю Готан, Чжан
Шоушань. За свою жизнь Ван Юйшань победил многих вызывавших его на бой, и
разные уже сложившиеся мастера приходили учиться у него. Мастер Ван Юйшань
скончался 15-го Декабря 1976 года. (Рис 24, Мастер Ван Юаньцянь перед
могилой своего отца, Ван Юйшаня, на семейном кладбище семьи Ван в деревне
Цуй Чжуан).
Цуй Шоушань(1890-1969)
родился в деревне Чжулу Цунь округа Лайян и был также известен под именем
Цуй Пэннянь. Он начал изучать искусство Танлан Цюань в 1905 году у мастера
Сун Цзыдэ. (Рис. 25, Мастер Цуй Шоушань (1890-1969)
В 1912 году он начал преподавать. Сначала он отправился в
город Далянь провинции Ляонин и учил там. В 1933 стал со основателем
Академии Боевых Искусств города Лайяна. В 1935-м, друг Цуй Шоушаня, Чжан
Мэнцзя, и в будущем ученик самого Цуя, Чжан Кайтан, пригласили Цуя
переехать к ним в город Янтай. Там, Цуй Шоушань открыл «Цуй Шоушань
Цюаньфан» - одну из трёх самых известных школ в Янтае. В это время, Цуй
Шоушань получил рукопись по искусству Танлан Цюань созданную Сун Цзыдэ от
своего названного брата Ван Юйшаня. Цуй Шоушань расширил это сочинения до
двух томов, добавив исторические данные, формы, оружие, и упражнения для
внутренней работы. В 1937 году он вернулся в Лайян где открыл школу
«Шоушань Угуань».
Самым известным его
учеником был Чжан Кайтан (1910-1993) из Янтая. Чжоу Чжэндун из Янтая
полнстью унаследовал от него учение Тайцзи Танлан Цюань. Вторым по
известности учеником Цуй Шоушаня был Сю Фэнци из деревни Сяо Сюгэ Чжуан
округа Лайян. Другие мастера боевых искусств звали его «Маленький Тигр
Лайяна». Одно время он работал в Академии боевых искусств округа Лайян.
Осенью 22-го года Китайской республики(1933) сообщество боевых искусств
Лайяна установило мемориальную стелу в честь Сун Цзыдэ. В памятной надписи
посвященной Сун Цзыдэ назван «человеком пропагандирующим боевые
искусства». В списке учеников упомянут Сю Фэнци. В Янтае Цуй Шоушань так
же учил Сунь Сянтина. Однажды, сын Цуй Шоушаня Цуй Хунчжао заболел и Сунь
Сянтин вылечил его. В благодарность, Цуй Шоушань обучал Сунь Сянтина. К
сожалению, искусство Сунь Сянтина осталось не переданным.
За свою жизнь Цуй Шоушань учил многих
людей, которые потом стали известными мастерами. Среди них также были Лю
Чжункай и Цю Шэнь, преподававший в городе Чанчунь провинции Цзилинь.
Ли Куншань (1894-1976) родился в
деревне Югэ Чжуан округа Лайян, и его звали Цзинюй. (Рис. 26 Мастер Ли
Куншань (1894-1976). В детстве он изучал «Длинный кулак» («Чанцюань») и
«Санхэ Гун» у своего дяди Ли Даньбая. В 1911 он стал учеником Сун Цзыдэ и
Цзян Хуалуна и изучал кулак Богомола в школе Цзян Хуалуна «Чаншань».
В1930 он стал главой отдела полиции в
уезде Хуан, где подружился с Мастером «Люхэ Танлан Цюань» Дин Цзыченом. В
1930 участвовал в Пятом чемпионате движения «Старый Китай» и занял
четвёртое место. В том же году он стал чемпионом в классе длинного копья
на Втором чемпионате по боевым искусствам в Нанькине и президентом
Академии боевых искусств в Лайяне. Позднее стал инструктором по боевым
искусствам Северо-западной Республиканской Армии. В 1949 был вынужден
переехать на Тайвань вместе с войскам Цзян Цзеши. Там он поселился в
городе Цзилун и на холме открыл школу Танлан Цюань.
Ли Куншань был учителем таких известных мастеров как Ли
Дэну, Ли Хунцзе, Юй Э И, Ли Чундэ, Сунь Хэфэн, Цуй Вэйго, Ван Куйи, Ли
Гоцинь и других.
Седьмое поколение
мастеров бокса богомола.
Ван Юаньцянь
(1934-2002) родился в деревне Цуй Чжуан уезда Лайан, провинции Шаньдун в
богатой семье знаменитого мастера школы «Богомола Цветка Сливы» Ван
Юйшаня. В раннем возрасте Ван Юаньцянь изучил истинную традицию этой школы
в том виде, в каком она передавалась непосредственно от его деда Сун Цзыде
и от мастера Цзян Хуалуна. Молодой Ван практиковался дважды в день под
руководством своего отца, а остаток дня занимался самостоятельно. Это было
очень жестким расписанием для него, но это являлось необходимостью
традиционных тренировок. (Ррис. 27 Мастер Ван Юаньцянь в родной деревне).
Когда мастер Ван в совершенстве
овладел всей системой школы «Богомол Цветка Сливы», он в течение 12 лет
сопровождал своего отца Ван Юйшаня, помогая ему в наставничестве. В 1970
году мастер Ван Юаньцянь официально начал самостоятельно преподавать
технику школы Богомола. В начале 80-х мастер Ван Юаньцянь участвовал в
Национальной программе по изучению боевых искусств, показав последние три
части формы Бачжоу, что было записано на кинопленку. (Рис. 28 мастер Ван
Юаньцянь демонстрирует «Осаживающий локоть» Цзайчжоу из формы «Восемь
локтей» Бачжоу).
Ван Юаньцянь, как
духовный наследник этой школы, продолжаел обучать стилю Богомол Цветка
Сливы, сохраняя неизменной его традиционную форму, какой она была во
времена Сун Цзыдэ и Цзян Хуалуна. К сожалению, в Феврале 2002 года великий
мастер Ван Юаньцянь ушел из жизни.
Ван
Юаньцянь оставил наследие «Бокса Богомола Цветка Сливы», своим
многочисленным ученикам, которые продолжают этот стиль бокса, как в Китае,
так и за его пределами.
(Рис. 29,
Мастер Ван Юаньцянь с семьей и учениками). (Рис. 30, Мастер Ван Юаньцянь
демонстрирует «Руки жернова бьют в срединный зал» Мопань Шоу Дачжун Тан).
Основные характеристики школы бокса
богомола цветка сливы
Так что же в
действительности значит термин Цветок Сливы, кроме того, что это название
цветка, и как же он пересекается с другим часто используемым термином
Тайцзи? Существует несколько определений этих терминов.
Как следует из интервью с мастером Ван
Юаньцянем (1935-?), в устной традиции Цзян Хуалуна это объясняется так:
«Этот стиль танланцюань называется стилем «Богомола Цветка Сливы» потому
что, когда мастер Цзян Хуалун жил в области Яньтай, ему много раз
приходилось драться с различными мастерами Яньтая. И, каждый раз после его
побед, люди повторяли: «Техника мастера Цзяна непрерывна и неуловима, и
напоминает лепестки цветка сливы, круглые и растущие один к одному». Эта
метафора постепенно стала ассоциироваться с определенным видом борьбы, и
образовалось новое имя – Богомол Цветка Сливы». Название «Тайцзи»
объясняется следующим образом: «Символ Тайцзи это круг, состоящий из двух
элементов Инь и Ян, перетекающих друг в друга. Техники школы Богомола так
же несут в себе эти полярные элементы, представляя единство обманчивости и
действительности, мягкости и жесткости. Они переходят друг в друга без
начала и конца, производя на свет мириады трансформаций, в точности как
это делает Тайцзи». «Не смотря на то что, существует некоторое количество
прямых движений большинство движений в школе Богомола круглые, полукруглые
или скругленные. Если присмотреться к траектории движений в школе
Богомола, то можно заметить что, такие характерные техники как Шуанбан
Чжоу, Цюань Чуй, Мопань Шоу, Юйхуань Шоу напоминают плавные движения
внутри круга, непрерывные и неуловимые как само Тайцзи». (Рис. 31 мастер
Ван Юаньцянь показывает технику «Руки Нефритового кольца» Юйхуань Шоу).
«Китайские философы и мыслители
древности считали время, когда Земля и Небо еще не разделились, Великим
Пределом, началом цивилизации, началом всех времен. В связи с этим, этот
стиль Богомола получил свое название еще и потому что, оно подчеркивает
его подлинность». На самом деле старшее поколение мастеров предпочитает
называть школу мэйхуа танланцюань школой тайцзи танланцюань.
Не смотря на то что, существует
огромное количество информации об основной теории школы Богомол Цветка
Сливы, эта статья описывает лишь только «Принципы Двенадцати Иероглифов».
«Принципы Двенадцати Иероглифов» (Ши Эр Цзы Цзюе), которые часто рифмуются
для упрощенного запоминания их учениками. В «Принципах Двенадцати
Иероглифов» каждый иероглиф соотносится с определенными движениями которые
определяют техники школы Богомола: «контакт» (чжан). «прилипание» (нянь),
«проникновение» (бан), «давление» (те), «приближение» (лай),
«провоцирующий захват» (цзяо), «однонаправленное движение» (шунь),
«встречное движение» (сун), «подъем» (ти), «захват» (на), «блокирование»
(би), «защита» (фэн). Традиционное обучение во всех стилях Богомола, кроме
люхэтанланцюань, начинаются с изучения «Восьми Стоек» (Баши) или (Багэ
шицзи). Направление Цзян Хуалуна изучает следующие восемь стоек:
«Забираться на гору» (Дэншань), «Ехать на лошади» (Цима), «Замерзшая
курица» (Ханьцзи), «Топающая курица» (Тацзи), «Малая стойка» (Сяоши),
«Скрученная» (Цзопань), «Подпирающая» (Дэнта), «На одной ноге» (Дули).
Традиционно их изучают один год, и
лишь после этого ученик может быть допущен к изучению остальных техник
этого стиля.
Затем переходят к изучению одиночных
комплексов движений, которые изучают двигаясь вперед и назад. Они
называются «Многочисленные техники» (Линши) и включают в себя: «Три удара»
(Ибу Сан Чуй), «Пять ударов» (У Чуй), «Удар ногой утки мандаринки» (Юаньян
Цзяо), «Рубить в форме иероглифа десять» (Шицзы Пи), «Удар ногой лезвие
топора и сокрушающий удар рукой» (Фужэн Цзяо Куаншоу Да), «Малое
прохождение, соединение и подпирающая стойка» (Сяо Чаолянь Дэнта), и
другие базовые техники. За этим следует изучение определенных упражнений
называемых «Стояние в позициях» (Чжаньшицзы), которые развивают
специфические движения школы Богомола. В конечном итоге изучают кулачные
формы «Лу Цзы», формы с оружием, а также упражнения «Нэйгун», работу с
мешком «Шадай» и свободный бой «Лу Чуй».
Взято с
| |