Ван Юаньцянь, Д.Моисеев

Танланцюань

"В начале пути ошибся на волосок -
в конце пути получилось расхождение на тысячу ли"

Кто из поклонников ушу не смотрел известный фильм "Боевые искусства монастыря Шаолинь"? И конечно же все помнят финальный поединок, в котором главный герой и его наставник применяют стиль богомола для победы над своим главным противником. Так что такое этот стиль Богомола? Стиль богомола - это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.

По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи "Meihua Shuaishou Tanglang Quan Quanfa Yaolun", датированной серединой династии Цин (1664-1911), есть запись: "Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении".

Горы Лаошань - родина стиля богомола

В общих чертах история стиля Богомола начинается от основателя Ван Лана который, как предполагается, жил в промежуток времени охватываемом "Пятью Династиями" (907-960) и периодом Северная Сун (969-1126). Он родился в крестьянской семье в провинции Шаньдун, был неграмотным, но считался специалистом в боевых искусствах, которые и изучал с самого детства. В конечном итоге после того, как Ван Лан потерпел поражение в поединке с Хань Туном или с императором Тай-цзу, он достиг просветления, наблюдая за поединком двух богомолов (или поединком между богомолом и змеей, богомолом и цикадой). После создания нового стиля, Ван Лан стал известен благодаря своему боевому мастерству, и его пригласили в Шаолиньский монастырь, принять участие во встрече мастеров боевых искусств организованной настоятелем Фуцзюем. В результате стиль Богомола Ван Лана впитал лучшие техники от семнадцати мастеров, приглашенных настоятелем. Через три года Ван Лан вернулся в Шаньдун и стал отшельником в горах Лаошань (или, возможно, в горах Лянцзяньшань), где и продолжал совершенствовать свое мастерство. Однако наиболее распространенная и популярная версия его жизни в уединении говорит, что он стал монахом и провел всю свою оставшуюся жизнь в горах Лаошань. Существуют две распространенные версии этой истории. Одна утверждает что он провел остаток своей жизни в даосском монастыре Шанцингун в горах Лаошань, а другая (столь же популярная) говорит, что Ван отправился в буддистский монастырь Хуаянсы, расположенный в другой части тех же гор Лаошань. Единственным же его учеником был даосский посвященный, впоследствии передавший свои знания стиля Богомола только одному своему ученику.

Храм Шанцингун
- возможное место создания танланцюань

Но в это же время и шаолиньские монахи также практиковали стиль Богомола, обогащая и улучшая его. Например, во второй половине династии Мин, шаолиньский монах Тунси считался экспертом стиля Богомола.

Принято считать, что далее стиль Богомола передавался в среде общин даосских посвященных в горах Лаошань, среди монахов Шаолиня и иногда среди светских людей. По хроникам следующей выдающейся личностью в традиции стиля Богомола является даос Шэнсяо. Он написал четыре рукописи, две из которых сыграли значительную роль в развитии теории и практики стиля Богомола. Однако есть сильные подозрения, что этот и стиль не сохранился в чистом виде и, скорее всего несколько отличался от аналогов своего времени.

К сожалению, история ничего нам не говорит о стиле Богомола в течение ста пятидесяти лет после его создания. Когда стиль Богомола неожиданно появился снова, его историю можно было проследить четко и с параллельным контролем по независимым источникам лишь от мастера Ли Бинсяо (или, в соответствии с другими источниками, до неизвестного даосского посвященного), который обучил этому стилю Чжао Чжу. У Чжао Чжу был только один ученик - Лян Сюэсян, который и стал основателем первого классического стиля - "Богомола Цветка Сливы" ("мэйхуа танланцюань"). Он также был и первым мастером, открыто обучавшем стилю танланцюань. Во время последних лет династии Цин его ученики назвали свой стиль этим именем. Согласно хроникам кулачного искусства, именно от него пошли такие известные комплексы танланцюань, как "бачжоу", "луаньцзе".

Чжан Сюшань демонстрирует технику тобибусиньчжан из таолу "Луаньцзе"

Примерно в то же время известный разбойник Вэй Сань (другое имя Вэй Дэлинь) бежал из Дэнчжоуской тюрьмы и укрылся в Чжаоюане в деревне Лицзяцунь у отца будущего мастера Линь Шичуня. Он мастерски владел "короткими ударами шести координаций" и, в знак благодарности за прибежище, обучил Линь Шичуня этой технике. Так как в его методах "Коротких ударов шести координаций" было многое из стиля богомола, то Линь Шичунь и назвал эту технику стилем "люхэ танланцюань", который впоследствии стал вторым классическим стилем танланцюань. Так как у Вэй Саня на правой руке между указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем были перепонки, то люди прозвали его "Утиная ладонь", и принято считать, что из-за этого дефекта он не мог использовать традиционное для танланцюань положение кисти "рука-крюк". В результате в этом стиле очень много действий открытой ладонью.

И опять примерно в это же время неизвестный телохранитель Ли Чжаньюань обучил Ван Юньчуня, мастера боя на длинной дистанции, своему варианту стиля Богомола. В последствии Ван соединил этот стиль с методами боя на длинной дистанции, и появившийся стиль стал известен как "Богомол Семи Звезд" ("цисин танланцюань"). Ван Юньчунь создал третий классический стиль Богомола и, возможно, стал первым человеком в истории танланцюань, обособившим свой стиль от оригинальной линии. В ответ на это ученики Лян Сюэсяна дали новые имена своим собственным стилям. Таким образом, можно сказать, что до этого был только один танланцюань - просто "Кулак Богомола" - который в начале XX века разделился на два направления по месту преподавания и распространения: "богомол из уезда Лайян" и "богомол из уезда Хуан".

Сейчас продолжают существовать как три классических стиля Богомола, так и множество разнообразных подстилей и ветвей, созданных на их основе в начале ХХ века. Например, "Богомол тайных врат" ("мимэнь танланцюань" или "бимэнь танланцюань"), созданный учеником известного мастера стиля мэйхуа танланцюань Цзян Хуалуна - Ван Чжицзинем (фактически, этот стиль иногда считают урезанной версией мэйхуа танланцюань, где отсутствует часть комплексов), или же "Богомол Восьми Шагов" ("бабу танланцюань"; стиль создан Фэн Хуаньи, также учеником Цзян Хуалуна, как синтез танланцюань и трех других стилей - тунбэйцюань, багуачжан и синъицюань). В настоящее время в Китае усиленно пропагандируется спортивное направление танланцюань. Данное направление продвигает тренер Шаньдуньской сборной Юй Тяньтан, более известный российским любителям ушу по вышеупомянутому фильму как Юй Хай. Несмотря на то, что Юй Хай изучил у Ли Цзинлиня "Кулак Семизвездного Богомола", сейчас он обучает своей системе, часто так и именуемой - юйхай танланцюань. Им было составлено много новых спортивных комплексов, имитирующих движения богомола и изобилующих сложными техниками, далекими от практичной простоты старых школ.

"Шаолиньское происхождение"

Традиционно народная молва приписывает происхождение танланцюань монастырю Шаолинь, и достоверность такого происхождения стиля якобы подтверждается монастырскими рукописями. Но практически все эти материалы сводятся к двум их источникам, уцелевшим во время пожара этого монастыря в 1928 году. Первой книгой является "Записи монастыря Шаолинь" ("Шаолинь сы чжи"), а второй - "Записи о боевом искусстве Шаолиня" ("Шаолинь цюаньпу мичао"). В "Shaolin Si Zhi" сказано, что Ван Лан был в числе приглашенных Фуцзюем с целью предотвратить окончательный упадок боевого искусства монастыря в горах Суншань... А в "Shaolin Quanpu Michao" говорится, что Настоятель Фуцзюй "дал задание" обобщить знание приглашенных не Ван Лану, а своему ученику - Линьчжи. Если же обратиться к приписываемому даосу Шэнсяо трактату "Шаолинь ибо чжэньчуань" ("Shaolin Yibo Zhenchuan"), то вообще обнаружим, что стиль "кулак Богомола" - есть методы боя на короткой дистанции, обобщенные ... Фуцзюем! Так что становится непонятным, был ли Ван Лан в Шаолине, да и вообще - имеет ли известный монастырь вообще какое-либо отношение к этому стилю. Несмотря на существующий и поныне в стенах монастыря ... "Кулак Богомола".

Опять же, в танланцюань очень много расхождений с важными принципами Шаолиньского направления: например, полное противоречие общеизвестному шаолиньскому принципу "один прием на одну позицию"("yi zhao yi shi", где иероглиф "zhao" означает некое техническое действие, совершаемое обычно руками, а "shi" - положение тела) - в стиле же богомола есть поговорка "san zhao liang shi", т.е. "три приема на две позиции".

С другой стороны, кто не слышал про "Упражнения восемнадцати архатов" (Shiba Luohan Gong), сочетание внешних и внутренних упражнений предназначенных для совершенствования силы тела и духа? Считается, что они тоже были частью первоначального стиля Богомола. И в конечном итоге они стали частью современного стиля "Богомола Семи Звезд"...

Мастер цисин танланцюань Ло Гуанъюй,
благодаря которому этот стиль появился в Гонконге,
а затем широко распространился на Западе

Так что, за давностью лет невозможно достоверно определить, откуда происходил и на основании чего создан этот стиль.

"Движение может преодолеть покой, покой может покорить движение"

Если рассматривать технику стиля согласно классической легенде, то получается, что техника Ван Лана обобщала известные на то время техники других мастеров. Какие же мастера были приглашены настоятелем Фуцзуем в монастырь Шаолинь, и какие стили же они представляли? В разных материалах мы можем найти разные указания на это. Например, говорится, что этими стилями были:

[1.] "первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай Цзу
(основатель династии Сун Чжао Куанъинь),
[2.] "кулак рук мастера [Хань] Туна",
[3.] особенно секретная техника рук "Чань Фэн" мастера Чжэн Гэня,
[4.] в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь Юаня,
[5.] метод боя на короткой дистанции мастера Ма Цзи,
[6.] процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна,
[7.] невозможно приблизиться к мастеру Хуан Ю, владеющему техникой "опирания корпусом",
[8.] техника ладоней "Мянь Чжан" мастера Мянь Шэня быстра как молния,
[9.] техника "соударение руками и сквозной удар кулаком" мастера Цзинь Сяна,
[10.] техника зацепов и бросков "Гоу Лоу Тань Шоу" мастера Лю Сина,
[11.] техника уходов, проникновений и ударов "Гунь Лоу Гуань Эр" мастера Тань Фана,
[12.] техника захватов и падений "Чжань На Де Фа" мастера Янь Цина,
[13.] техника сильнейших ударов ногами утки-мандаринки "Юаньяньцзяо" мастера Линь Чуна,
[14.] семь форм техники непрерывных ударов ладонями "Ци Ши Лянь Чжан" мастера Мэн Су,
[15.] техники взрывных ударов в "пустые" части тела "Во Ли Пао Чуй" мастера Цуй Ляня,
[16.] техника захватов руками и заплетания рук противника "Кунь Лу Чжень Жу" мастера Ян Гуня,
[17.] техника бросков и сокрушения "Шуай Люэ Ин Бэн" мастера Гао Хуэйдэ,
[18.] техника Богомола мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать техник,
собранные вместе Чаньским мастером Фуцзюем из монастыря Шаолинь..."

Мастер Сун Цзыдэ
 
Мастер танланцюань Чэнь Юнтао в своей книге "Tanglang Quan Luelun" рассказывает: "Первоначально в стиле Богомола существовало только восемь техник работы рук. Эти техники были в дальнейшем развиты и включены в формы без оружия". В свою очередь, принято считать, что Стиль Богомола подвергался влиянию оригинального шаолиньского стиля "18 архатов" (Shiba Luohan Duanda), развитого Фуцзюем. В результате, перемещения и техника первоначального стиля Богомола были простыми и решительными, жесткими и сильными. Стойки были не закрепощенными, гибкими и свободными. Твердость движений происходила из мягкости. В трактате по танланцюань Мастера Сун Цзыдэ можно найти следующий отрывок: "Ван Лан всесторонне изучил полезную технику других мастеров и заимствовал принципы пяти элементов и восьми триграмм для создания танланцюань. Он также включил в стиль Богомола принципы "Великого Предела" и "Книги Перемен", поэтому этот стиль также может быть назван Тайцзи Танланцюань. Все происходит из пустоты. Искусный мастер этого стиля использует принципы завершенности окружности; так же как невозможно найти конец окружности, так и невозможно остановить его перетекающие движения. Принцип завершенности окружности проявляется везде, в перемещениях и в стойках, другими словами Инь и Ян, движение и покой, твердость и гибкость, наступление и отступление, уклоны и атака, движения, направленные на открытие и движения, направленные на закрытие - все это, непрерывно переходящее одно в другое. Теория в стиля полна и завершена, является уникальным наследием в области традиционных китайских боевых искусств. Ее семь "длинных" и восемь "коротких" принципов полностью охватывают технику действий как на ближней, так и на дальней дистанции. Техника удивительно хорошо подходит для ближнего боя".

Наиболее важными аспектами являются три связанных уровня обучения:

  1. Первый уровень подготовки состоит из набора упражнений предназначенных для наращивания физической силы. Они приносят пользу, если их выполнять непрерывно не менее ста дней подряд.
  2. Второй уровень подготовки включает занятия с ударами по мешку с песком, для тренировки рук в различных техниках ударов кулаками и ладонями.
  3. Третий уровень подготовки включает соответствующие техники рук различных школ боевых искусств.
Любые другие методы подготовки, такие как прием магических настоек и глотание талисманов, считаются нетрадиционными и не передаются. Только практикуя традиционные методы можно добиться уравновешенности, все время извлекать пользу, не нанося урона.

В первоначальном классическом стиле Богомола первый уровень внешнего обучения включает тренировку двенадцати частей тела, используемых для нанесения удара. Нравоучительный стих разъясняет:

"Повесь мешок с песком и бей по нему с силой,
наноси удары всеми двенадцатью ударными поверхностями:
головой, ногами, локтем, плечом, бедрами, коленом,
спиной, грудью, ягодицами, животом и тем, где находится сердце".

Во многих школах, также начальным методом считают "три поворота и девять вращений". Вот как рифмованные правила передают из поколения в поколение эти упражнения:

"Поднять голову, пару опустить, трижды топнуть ногами,
две руки сжаты в кулаки собравшись к центру земли.

Вверху и внизу три изначалия достигают совместно,
наклониться вперед и погрузиться в море, двигая заднюю сторону тела.

Две руки сжимаются вцепляясь и возвращаются обратно,
ци достигает верхнего изначалия, собираясь в древнем дворце.

Вверху и внизу три изначалия достигают совместно,
наклониться вперед и вытолкнуть окно, двигая заднюю сторону тела.

Парное разделение - парное подхватывание - парное обхватывание ствола,
ци поворачивается вокруг трех изначалий и собирается в среднем дворце.

Пара рук разделяется двигая среднее изначалие,
охранять центр не боясь кулака.

Соединив руки, тыльными сторонами ладоней быстро достать землю впереди,
ци движется к вратам мозга, руки нажимают на колени.

Руки защищают сердце а ци собирается в позвоночнике,
небожитель, сомкнув руки в приветствии, прижимает до низу.

Подняться и убрать ци из даньтянь,
истинный ян излучается жесткий, словно камень.

Две руки собирают силу всего тела,
поворачиваться влево и вправо, раскрывая грудное ци.

Подъем и опускание, разделяя влево и вправо,
крутишься и повторяешь, начиная устанавливать ци.

Двумя руками приподнять небо и изо всех сил упереться ногами в землю,
два опускания и две остановки в форме горизонтального толкания.

Две руки вместе - и разделяются влево и вправо,
большой орел раскрывает крылья, возвращая ци".

И - "если активно добиваешься использования силы всего тела, то мастерство будет удивительнейшим и необычнейшим". Однако в танланцюань разделяют понятие силы и усилия. При этом "сила" - это то, что требуется, например, чтобы поднять или перенести груз. Но есть еще "усилие". В отличие от силы, усилие не может быть длительным, а порождается организмом как единым целым, и именно оно используется для создания того, что именуют "силой удара". "Применение силы - это оформленное, усилие - это бесформенное, необходимо двигать силу тела, познавая в этом сокровенность". При этом в таналанцюань выделяют "длинное усилие", "усилие в 1 чи" и "усилие в один цунь".

"Длинное усилие" более известно как "янское усилие". Оно использует максимальную траекторию, когда вначале отводят кулак, руку и локоть, а затем добавляют поворот и толчок задней ногой, чтобы усилие дошло прямо до поясницы, от поясницы оно идет в плечо, и с использованием вращения мышц руки, переходит в выброс кулака.

"Усилие в 1 цунь" еще называют "иньским". Это усилие используется на расстоянии вплотную за счет поворота кулака.

Третье усилие от подмышки достигает кулака, оно не такое сильное, как длинное усилие, но более быстрое. Принято считать, что оно занимает промежуточное положение по эффективности в сравнении с "длинным усилием" и "усилием в 1 цунь", поэтому наиболее распространено в применении. Тем не менее, мастерством в применении считают умение применять все три усилия в любом приеме.

Еще говорят о развитии этих качеств: "...хотя методы тренировки усилия и просты, но добиться овладения усилием в теле очень трудно. Помимо усилия, проявляемого при ударении мешка, существует еще усилие сопротивления, ... если меня бьют в грудь, то я, сокращаясь и распрямляясь, выбрасываю центральное усилие, идущее изнутри наружу. Хотя я и получаю удар, но способен его выдержать. Если натренировал до такой степени все части тела, то внутреннее усилие используется эффективно. Усилие делится на жесткое и мягкое, в нашей школе жесткое и мягкое дожидаются друг друга, собирая все в "большое достижение", без наличия такого взаимного соответствия будет трудно достичь границ возможного...".

"Стремись к сути, не стремись к количеству"

Важнейшей идеей подготовки является следование принципу "Lian quan bu lian gong - dao lao yi chang kong" - "Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - в старости останешься пустым местом". Поэтому, обучение стилю фактически начинается с проработки вспомогательных методов, без которых считается невозможным сделать технику эффективной. При этом можно встретить разделение методов обучения по двум категориям. К первой относятся собственно техники, включая разделы базовой подготовки, парной наработки и таолу. Ко второй категории традиционно относят вайгун, нэйгун и могун. И в каждой категории есть свои "вспомогательные наработки" - как позволяющие лучше освоить обучаемый материал, так и исправляющие.

К внутренней же наработке в танланцюань отношение подобно прочим стилям: "Человек живет благодаря телу. Тело - основа любого дела. О сотне забот беспокоится его сердце, над десятью тысячами дел работает его форма. Есть движение в сердце - непременно колеблется его сущность. Если целыми днями занят и не имеешь ни мгновения для отдыха, то все тело будет в болезнях, будешь раскаиваться об упущенном. Поэтому следует сразу усиленно заботиться о сохранении тела, а лучшее для сохранения тела - внутренняя наработка. Иначе в теле наступит убыток, на сердце будет нехорошо, цзин и шэнь не будут сотрясать, десять тысяч дел не сможешь сделать. Но если смог усердно заняться внутренней наработкой, то благодаря прежненебесному чудесному применению каким бы старым, слабым и больным не был - все хвори сможешь изгнать, легкие - за сто дней, тяжелые - за год, самые тяжелые - за три года. Если искренен и тверд духом, применяешь наработку непрерывно - сможешь исцелиться и без лекарств. Даже если человек много лет курил и пил, ци и кровь поражены хворями - если начнет тренироваться, то за сто дней ци и кровь расцветут, тело естественно оздоровится, сможешь изгнать болезни и продлить годы жизни, предела нет".

Если говорить уже применительно к приемам, то в танланцюань существует 12 ключевых принципов, они справляются с любой возможной ситуацией и принято считать, что многосторонность их применения находится за пределами возможностей и понимания человеческого интеллекта. Например, "ti" ("поднимать") может означать поднятие руки противника, вынуждая тем самым противника потерять равновесие, перекоситься, потерять способность к ведению боя. Это еще и метод тренировки в танланцюань, когда для тренировки двумя руками выталкивают тяжелый предмет. Но куда более характерен типично "богомольский" принцип работы руками "feng" ("запечатывать") - это означает запечатывание хода рукам и ногам противника, в результате чего враг не может производить трансформации.

Классическим же примером техники стиля являются "бэнчуй" и "иньянцзяо", точнее - их сочетание. "Бэнчуй" - это техника "обрушивающего кулака", где "обрушивать" означает движение сверху вниз. Сначала одна рука запечатывает атаку противника, и тут же другая рука сверху вниз идет подобно горному обвалу. При этом можно еще помочь ногой. Таким образом, применение получается очень жестоким, "словно гора Тайшань обрушивается сверху". "Удар ногой утки-мандаринки" так же является наиболее характерным ударом подавляющего большинства семейства стилей Богомола, исключая лишь стиль "Богомола Шести Соответствий", где не используют это название для подобного удара и не придают ему особого значения, как это делается в других стилях Богомола. В традиционном стиле Богомола "Удар ногой утки-мандаринки" иногда называется ударом "Инь-Ян" (Yinyang Jiao) или "ударом, закрывающим врата" (Bimen Jiao). Если при нанесении обрушивающего удара сверху вниз, быстро поднять ногу, нанося "удар ногой, закрывающий врата", то и получим типичную манеру боя в стиле танланцюань - сочетание реального удара и фальшивого применения.

Бэнчуй в сочетании с иньянцзяо

Другой важной частью Богомола является техника нанесения ударов по точкам, находящимся на меридианах и каналах противника. Но куда более распространены "8 бить и 8 не бить ", т.е. восемь зон тела, попадания в которые причиняют тяжелые ранения, но оставляют человека в живых, и восемь точек, попадание в которые позволяет убить человека. Целью такого ограничения и разделение было научить гарантированно поражать вне зависимости от ситуации некие точки (а не просто голову, корпус, руки еtс...), дающие требуемый результат. Но в начале ХХ-го века, с постепенным уменьшением актуальности старых систем, ориентированных на краткосрочный бой с несколькими противниками (частенько вооруженными) и появлением поединков спортивного типа один на один, диапазон для атак изрядно расширился и перестал ограничиваться только 16 областями и точками тела. Тем не менее, и до сих пор в наиболее ортодоксальных ветвях трех классических школ сохранились таолу, где 90% атак приходятся на глаза, пах, висок и горло.

Сокровенная драгоценность

В некоторых школах стиля принято считать, что настоящее мастерство складывается из двух составляющих: первая - базовая подготовка, "формы"-таолу, парная наработка , а вторая - развитие внутреннего и внешнего усилия. И квинтэссенцией знаний для передачи последующим поколением через освоение принципов стиля является именно таолу. Названия таолу в первоначальном стиле Богомола были различными. Фактически ни одна из них не сохранилась до наших дней не претерпев изменений. Возможно некоторые поздние таолу создавались на основе более ранних, но это невозможно доказать. В соответствии с традицией стиля самыми древними таолу (возможно лично созданными Ван Ланом), являются "Bengbu", "Luanjie" и "Ba Zhou" (известная как "Восемь локтей, разделяющих тело"). Однако в ряде источников единственной формой в современной традиции соответствующей формам первоначального стиля принимают только "Fanche" ("Перевернуть телегу"). В настоящий момент количество таолу выросло непомерно, в ряде школ только кулачные техники насчитывают более 60! А ведь еще есть и традиционное оружие...

Считается, что каждая из существующих таолу развивает у занимающегося особенную составляющую стиля. Например, "Луаньцзе" тренирует усилие окончаний рук, "Бэнбу" нарабатывает трансформации методов корпуса, в "Бачжоу" прорабатывают 64 "материнских формы", развивающих усилие всего тела. Особняком стоят собранные в отдельную группу таолу под общим названием "Чжайяо", где собраны основы и квинтэссенция стиля.

Завершая этот краткий обзор об особенностях традиционного танланцюань, хочется добавить следующее. Когда говорят о технических действиях стиля, часто указывают на такое требование - "в формах должна быть чистота, в шагах должна быть легкость, руки не отделяются от груди, удар не отделяется от плеча, вывел руку - не видно руки, вышла рука - возвращается не впустую".

Кроме того, хотелось бы выразить сердечную благодарность всем, кто оказал помощь при создании этой статьи, предоставляя материалы редкие или обычно не предназначенные для широкого распространения, а хранящиеся в семьях, где традиция передается из поколение в поколения.


Об авторе

Мастер Ван Юаньцянь с учениками

"Zhongguo Wushu Renming Cidian" ( Перечень известных китайских мастеров боевых искусств) является реальным "Who is who" в ушу. В нем содержится 6157 биографий известных мастеров с древних времен до недавнего времени. Там упоминается Сун Цзыдэ, известный мастер конца династии Цин и дедушка автора статьи, отец автора Ван Юйшань, победивший в 1933 г. на всекитайском чемпионате в г.Цзинань, и за свое мастерство известный как один из "3-х гор Лайян". Автор статьи, Ван Юаньцянь, также упомянут в этой книге, что является редкой привилегией для современных мастеров. Мастер Ван Юаньцянь (1935-2002) унаследовал искусство от своего отца Ван Юйшаня. С 1970г. он посвящал свое свободное время обучению ушу. Во времена после Культурной Революции в своем исследовании ушу Китайское руководство признало Мастера Вана живым достоянием и засняло на кинопленку демонстрацию ушу в его исполнении. В 1986 г. он создал Ассоциацию Боевых Искусств г.Циндао, став ее президентом и продолжая активно обучать, никогда не требуя платы с учеников. Он заслужил глубокую и искреннюю признательность всех своих учеников, благодаря которым его имя широко известно как в пределах Китая, так и во всем мире.

После тренировки в Циндао
(4-й слева - Ван Юаньцянь,
2-й слева - Д.Моисеев)

Ван Юйшань
(отец Ван Юаньцяня)

Тренировка в горах Лаошань
(на фото - Юрий Бабин, руководитель )