танланцюань

Санкт-Петербургская ассоциация изучения богомола великого предела  Тайцзи Танлан Цюань Мастера Ван Юаньцяня
Главная
О нас
Мастера танланцюань
Статьи по боевым искусствам
Галерея боевые искусства
Обучение стилю богомола
Ссылки
Тропы в Китай

              



































Rambler's Top100



История стиля

Танланцюань

"В начале пути ошибся на волосок -
в конце пути получилось расхождение на тысячу ли"

Кто из поклонников ушу не смотрел известный фильм "Боевые искусства монастыря Шаолинь"? И конечно же все помнят финальный поединок, в котором главный герой и его наставник применяют стиль богомола для победы над своим главным противником. Так что такое этот стиль Богомола? Стиль богомола - это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.

По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи "Meihua Shuaishou Tanglang Quan Quanfa Yaolun", датированной серединой династии Цин (1664-1911), есть запись: "Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении".

Горы Лаошань - родина стиля богомола
Горы Лаошань - родина стиля богомола

В общих чертах история стиля Богомола начинается от основателя Ван Лана который, как предполагается, жил в промежуток времени охватываемом "Пятью Династиями" (907-960) и периодом Северная Сун (969-1126). Он родился в крестьянской семье в провинции Шаньдун, был неграмотным, но считался специалистом в боевых искусствах, которые и изучал с самого детства. В конечном итоге после того, как Ван Лан потерпел поражение в поединке с Хань Туном или с императором Тай-цзу, он достиг просветления, наблюдая за поединком двух богомолов (или поединком между богомолом и змеей, богомолом и цикадой). После создания нового стиля, Ван Лан стал известен благодаря своему боевому мастерству, и его пригласили в Шаолиньский монастырь, принять участие во встрече мастеров боевых искусств организованной настоятелем Фуцзюем. В результате стиль Богомола Ван Лана впитал лучшие техники от семнадцати мастеров, приглашенных настоятелем. Через три года Ван Лан вернулся в Шаньдун и стал отшельником в горах Лаошань (или, возможно, в горах Лянцзяньшань), где и продолжал совершенствовать свое мастерство. Однако наиболее распространенная и популярная версия его жизни в уединении говорит, что он стал монахом и провел всю свою оставшуюся жизнь в горах Лаошань. Существуют две распространенные версии этой истории. Одна утверждает что он провел остаток своей жизни в даосском монастыре Шанцингун в горах Лаошань, а другая (столь же популярная) говорит, что Ван отправился в буддистский монастырь Хуаянсы, расположенный в другой части тех же гор Лаошань. Единственным же его учеником был даосский посвященный, впоследствии передавший свои знания стиля Богомола только одному своему ученику.

Храм Шанцингун 
- 

возможное место создания танланцюань
Храм Шанцингун
- возможное место создания танланцюань

Но в это же время и шаолиньские монахи также практиковали стиль Богомола, обогащая и улучшая его. Например, во второй половине династии Мин, шаолиньский монах Тунси считался экспертом стиля Богомола.

Принято считать, что далее стиль Богомола передавался в среде общин даосских посвященных в горах Лаошань, среди монахов Шаолиня и иногда среди светских людей. По хроникам следующей выдающейся личностью в традиции стиля Богомола является даос Шэнсяо. Он написал четыре рукописи, две из которых сыграли значительную роль в развитии теории и практики стиля Богомола. Однако есть сильные подозрения, что этот и стиль не сохранился в чистом виде и, скорее всего несколько отличался от аналогов своего времени.

К сожалению, история ничего нам не говорит о стиле Богомола в течение ста пятидесяти лет после его создания. Когда стиль Богомола неожиданно появился снова, его историю можно было проследить четко и с параллельным контролем по независимым источникам лишь от мастера Ли Бинсяо (или, в соответствии с другими источниками, до неизвестного даосского посвященного), который обучил этому стилю Чжао Чжу. У Чжао Чжу был только один ученик - Лян Сюэсян, который и стал основателем первого классического стиля - "Богомола Цветка Сливы" ("мэйхуа танланцюань"). Он также был и первым мастером, открыто обучавшем стилю танланцюань. Во время последних лет династии Цин его ученики назвали свой стиль этим именем. Согласно хроникам кулачного искусства, именно от него пошли такие известные комплексы танланцюань, как "бачжоу", "луаньцзе".

Чжан Сюшань демонстрирует технику тобибусиньчжан из таолу Луаньцзе
Чжан Сюшань демонстрирует технику тобибусиньчжан из таолу "Луаньцзе"

Примерно в то же время известный разбойник Вэй Сань (другое имя Вэй Дэлинь) бежал из Дэнчжоуской тюрьмы и укрылся в Чжаоюане в деревне Лицзяцунь у отца будущего мастера Линь Шичуня. Он мастерски владел "короткими ударами шести координаций" и, в знак благодарности за прибежище, обучил Линь Шичуня этой технике. Так как в его методах "Коротких ударов шести координаций" было многое из стиля богомола, то Линь Шичунь и назвал эту технику стилем "люхэ танланцюань", который впоследствии стал вторым классическим стилем танланцюань. Так как у Вэй Саня на правой руке между указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем были перепонки, то люди прозвали его "Утиная ладонь", и принято считать, что из-за этого дефекта он не мог использовать традиционное для танланцюань положение кисти "рука-крюк". В результате в этом стиле очень много действий открытой ладонью.

И опять примерно в это же время неизвестный телохранитель Ли Чжаньюань обучил Ван Юньчуня, мастера боя на длинной дистанции, своему варианту стиля Богомола. В последствии Ван соединил этот стиль с методами боя на длинной дистанции, и появившийся стиль стал известен как "Богомол Семи Звезд" ("цисин танланцюань"). Ван Юньчунь создал третий классический стиль Богомола и, возможно, стал первым человеком в истории танланцюань, обособившим свой стиль от оригинальной линии. В ответ на это ученики Лян Сюэсяна дали новые имена своим собственным стилям. Таким образом, можно сказать, что до этого был только один танланцюань - просто "Кулак Богомола" - который в начале XX века разделился на два направления по месту преподавания и распространения: "богомол из уезда Лайян" и "богомол из уезда Хуан".

Сейчас продолжают существовать как три классических стиля Богомола, так и множество разнообразных подстилей и ветвей, созданных на их основе в начале ХХ века. Например, "Богомол тайных врат" ("мимэнь танланцюань" или "бимэнь танланцюань"), созданный учеником известного мастера стиля мэйхуа танланцюань Цзян Хуалуна - Ван Чжицзинем (фактически, этот стиль иногда считают урезанной версией мэйхуа танланцюань, где отсутствует часть комплексов), или же "Богомол Восьми Шагов" ("бабу танланцюань"; стиль создан Фэн Хуаньи, также учеником Цзян Хуалуна, как синтез танланцюань и трех других стилей - тунбэйцюань, багуачжан и синъицюань). В настоящее время в Китае усиленно пропагандируется спортивное направление танланцюань. Данное направление продвигает тренер Шаньдуньской сборной Юй Тяньтан, более известный российским любителям ушу по вышеупомянутому фильму как Юй Хай. Несмотря на то, что Юй Хай изучил у Ли Цзинлиня "Кулак Семизвездного Богомола", сейчас он обучает своей системе, часто так и именуемой - юйхай танланцюань. Им было составлено много новых спортивных комплексов, имитирующих движения богомола и изобилующих сложными техниками, далекими от практичной простоты старых школ.

"Шаолиньское происхождение"

Традиционно народная молва приписывает происхождение танланцюань монастырю Шаолинь, и достоверность такого происхождения стиля якобы подтверждается монастырскими рукописями. Но практически все эти материалы сводятся к двум их источникам, уцелевшим во время пожара этого монастыря в 1928 году. Первой книгой является "Записи монастыря Шаолинь" ("Шаолинь сы чжи"), а второй - "Записи о боевом искусстве Шаолиня" ("Шаолинь цюаньпу мичао"). В "Shaolin Si Zhi" сказано, что Ван Лан был в числе приглашенных Фуцзюем с целью предотвратить окончательный упадок боевого искусства монастыря в горах Суншань... А в "Shaolin Quanpu Michao" говорится, что Настоятель Фуцзюй "дал задание" обобщить знание приглашенных не Ван Лану, а своему ученику - Линьчжи. Если же обратиться к приписываемому даосу Шэнсяо трактату "Шаолинь ибо чжэньчуань" ("Shaolin Yibo Zhenchuan"), то вообще обнаружим, что стиль "кулак Богомола" - есть методы боя на короткой дистанции, обобщенные ... Фуцзюем! Так что становится непонятным, был ли Ван Лан в Шаолине, да и вообще - имеет ли известный монастырь вообще какое-либо отношение к этому стилю. Несмотря на существующий и поныне в стенах монастыря ... "Кулак Богомола".

Опять же, в танланцюань очень много расхождений с важными принципами Шаолиньского направления: например, полное противоречие общеизвестному шаолиньскому принципу "один прием на одну позицию"("yi zhao yi shi", где иероглиф "zhao" означает некое техническое действие, совершаемое обычно руками, а "shi" - положение тела) - в стиле же богомола есть поговорка "san zhao liang shi", т.е. "три приема на две позиции".

С другой стороны, кто не слышал про "Упражнения восемнадцати архатов" (Shiba Luohan Gong), сочетание внешних и внутренних упражнений предназначенных для совершенствования силы тела и духа? Считается, что они тоже были частью первоначального стиля Богомола. И в конечном итоге они стали частью современного стиля "Богомола Семи Звезд"...

Мастер цисин танланцюань Ло Гуанъюй
Мастер цисин танланцюань Ло Гуанъюй,
благодаря которому этот стиль появился в Гонконге,
а затем широко распространился на Западе

Так что, за давностью лет невозможно достоверно определить, откуда происходил и на основании чего создан этот стиль.

"Движение может преодолеть покой, покой может покорить движение"

Если рассматривать технику стиля согласно классической легенде, то получается, что техника Ван Лана обобщала известные на то время техники других мастеров. Какие же мастера были приглашены настоятелем Фуцзуем в монастырь Шаолинь, и какие стили же они представляли? В разных материалах мы можем найти разные указания на это. Например, говорится, что этими стилями были:

[1.] "первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай Цзу
(основатель династии Сун Чжао Куанъинь),
[2.] "кулак рук мастера [Хань] Туна",
[3.] особенно секретная техника рук "Чань Фэн" мастера Чжэн Гэня,
[4.] в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь Юаня,
[5.] метод боя на короткой дистанции мастера Ма Цзи,
[6.] процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна,
[7.] невозможно приблизиться к мастеру Хуан Ю, владеющему техникой "опирания корпусом",
[8.] техника ладоней "Мянь Чжан" мастера Мянь Шэня быстра как молния,
[9.] техника "соударение руками и сквозной удар кулаком" мастера Цзинь Сяна,
[10.] техника зацепов и бросков "Гоу Лоу Тань Шоу" мастера Лю Сина,
[11.] техника уходов, проникновений и ударов "Гунь Лоу Гуань Эр" мастера Тань Фана,
[12.] техника захватов и падений "Чжань На Де Фа" мастера Янь Цина,
[13.] техника сильнейших ударов ногами утки-мандаринки "Юаньяньцзяо" мастера Линь Чуна,
[14.] семь форм техники непрерывных ударов ладонями "Ци Ши Лянь Чжан" мастера Мэн Су,
[15.] техники взрывных ударов в "пустые" части тела "Во Ли Пао Чуй" мастера Цуй Ляня,
[16.] техника захватов руками и заплетания рук противника "Кунь Лу Чжень Жу" мастера Ян Гуня,
[17.] техника бросков и сокрушения "Шуай Люэ Ин Бэн" мастера Гао Хуэйдэ,
[18.] техника Богомола мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать техник,
собранные вместе Чаньским мастером Фуцзюем из монастыря Шаолинь..."

Мастер  Сун Цзыдэ
Мастер Сун Цзыдэ
 
Мастер танланцюань Чэнь Юнтао в своей книге "Tanglang Quan Luelun" рассказывает: "Первоначально в стиле Богомола существовало только восемь техник работы рук. Эти техники были в дальнейшем развиты и включены в формы без оружия". В свою очередь, принято считать, что Стиль Богомола подвергался влиянию оригинального шаолиньского стиля "18 архатов" (Shiba Luohan Duanda), развитого Фуцзюем. В результате, перемещения и техника первоначального стиля Богомола были простыми и решительными, жесткими и сильными. Стойки были не закрепощенными, гибкими и свободными. Твердость движений происходила из мягкости. В трактате по танланцюань Мастера Сун Цзыдэ можно найти следующий отрывок: "Ван Лан всесторонне изучил полезную технику других мастеров и заимствовал принципы пяти элементов и восьми триграмм для создания танланцюань. Он также включил в стиль Богомола принципы "Великого Предела" и "Книги Перемен", поэтому этот стиль также может быть назван Тайцзи Танланцюань. Все происходит из пустоты. Искусный мастер этого стиля использует принципы завершенности окружности; так же как невозможно найти конец окружности, так и невозможно остановить его перетекающие движения. Принцип завершенности окружности проявляется везде, в перемещениях и в стойках, другими словами Инь и Ян, движение и покой, твердость и гибкость, наступление и отступление, уклоны и атака, движения, направленные на открытие и движения, направленные на закрытие - все это, непрерывно переходящее одно в другое. Теория в стиля полна и завершена, является уникальным наследием в области традиционных китайских боевых искусств. Ее семь "длинных" и восемь "коротких" принципов полностью охватывают технику действий как на ближней, так и на дальней дистанции. Техника удивительно хорошо подходит для ближнего боя".

Ван Юаньцянь, Дмитрий Моисеев

историю и принципы стиля богомола вы можете также посмотреть в разделе статьи

Легенды о Ван Лане

Материал предоставлен Ильей Профатиловым.
Оригинал данной статьи можно найти по адресу http://php.indiana.edu/~iprofati/history.html

Много легенд и историй рассказано китайскими мастерами стиля Богомола о его происхождении и основателе Ван Лане. Некоторые факты среди этих историй могут рассматриваться как действительно имевшие место, однако большинство из них явились результатом сложения устных преданий, передававшихся из поколения в поколения мастерами стиля Богомола. В первую очередь я хотел бы представить мои переводы самых ранних и наиболее интересных версий истории возникновения стиля и затем сравнить их с некоторыми историческими фактами для с целью внести некоторую степень ясности в вопрос о происхождении стиля Богомола.


Легенда, описанная Великим Мастером стиля Мэйхуа Тайцзи танлан цюань Хао Хэнлу (1875/1887-1945?) в главе 9 его неопубликованной рукописи "Трактат о Мэйхуа Тайцзи Танланцюань" написанной в 1926 году
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Если говорить о стиле Богомола, то его основателя и патриарха звали Ван Лан. Однако точно неизвестно, когда он жил и из какой семьи вышел, но, конечно, его семья не была богатой. Ван Лан был выдающейся личностью и был известен своим увлечением боевыми искусствами. Он много путешествовал по Поднебесной [Китаю], изучая различные стили единоборств и имел много друзей искусных в боевых искусствах. Однажды, во время праздника середины осени Ван Лан отправился в пешее путешествие по горам Лаошань. Он смотрел на простирающиеся над ним великолепные отвесные скалы и беспредельные реки, протекающие внизу, и изумлялся этими громадными просторами. Из-за своей любознательности он решил подняться еще выше. Идя по извилистой и крутой тропинке ведущей наверх, он неожиданно услышал тихий звон колокольчиков, раздающийся откуда-то неподалеку.

Продолжая двигаться по тропинке, Ван Лан вскоре вышел к древнему храму, жилищу отшельников. Он решил войти и попросить немного воды и пищи. Первым, что он увидел, были монахи-даосы, занимающиеся боевым искусством на главной площади храма. Ван Лан насчитал около шестидесяти положений, никогда не виденных им ранее. Он задал монахам вопрос, но никто не удостоил его ответом. Тогда он спросил снова, но ответом ему было лишь безмолвие, прерываемое иногда звуками их передвижений. В конце концов Ван Лан решил привлечь внимание одного из практикующих, схватив его за руку. Монах очень рассердился на такую бестактность непрошеного гостя и полное отсутствие хороших манер и набросился на Ван Лана со сжатыми кулаками, готовый проучить его. Однако монах был мгновенно повержен быстрой ответной реакцией Ван Лана. Дюжина монахов ринулась помогать своему религиозному брату, но они также все потерпели неудачу. Монахи стали кричать и звать настоятеля монастыря.

Когда настоятель пришел, Ван Лан объяснил, что он просто хотел попросить немного воды и пищи и не имел никаких плохих намерений. Настоятель ответил: "Все эти люди являются моими учениками, и я очень пристыжен их неудачей, не можете ли Вы не отказать мне в поединке?" Ван Лан согласился и проиграл бой. Он получил представление о всей глубине мастерства настоятеля и немедленно покинул храм. Зайдя глубоко в лес Ван Лан решил отдохнуть. Он лег и стал размышлять о своем неудачном бое и причинах, по которым он потерпел поражение. Неожиданно на ветви дерева он увидел двух белых богомолов. Один из них удерживал в своих передних лапах какое-то насекомое, а другой пытался отобрать жертву. В течение этого боя один из богомолов атаковал, а другой прыгал из стороны в сторону, уклонялся и контратаковал с молниеносной скоростью. Ван Лан полностью сосредоточился на этом бое и неожиданно осознал скрытые принципы удивительной подвижности и ловкости атак богомола, контратак и движений.

Он немедленно вернулся в даоский храм и вступил в поединок с настоятелем. Как только преподобный настоятель увидел, что техника работы рук у Ван Лана значительно отличается от предыдущей, и почувствовал, что на этот раз Ван Лан победит, он спросил о происхождении такой техники. Но Ван Лан продолжал бой в полном молчании. Настоятель снова задал вопрос, но ответа не получил. Только когда Ван Лан выиграл бой, он рассказал настоятелю о причинах своего успеха. Настоятель тут же послал своих учеников в лес для того, чтобы они поймали с десяток пар богомолов. Когда насекомые были доставлены, они были помещены на стол, и их заставили сражаться друг с другом.

Действуя таким способом Ван Лан и настоятель потратили много времени изучая движения и положения богомолов, сражающихся в смертельном бою. После этого два мастера создали новую, секретную технику боя, существенно отличающуюся от всех остальных. Позже Ван Лан сказал настоятелю: "Не смотря на то, что мы вместе создали новую систему боя, мы не должны забывать об источнике наших знаний. Если бы богомол, борясь за пищу и существование, не открыл бы нам своих секретов, мы никогда бы не создали новый стиль". И настоятель ответил: "Ты прав! Для того, чтобы увековечить в памяти источник, мы назовем этот стиль "Вратами Богомола". Ван Лан и настоятель развили двенадцать качеств - ведущих принципов техники боя богомола: чжан (zhan - контактирование), ниань (nian - прилипание), бан (bang - связывание), тие (tie - "приклеивать" / надавливание), лай (lai - внедрение), цзяо (jiao - провоцирование), шан (shun - перемещение), сун (song - "усаживание"), ти (ti - поднятие), на (na - захватывание), фэн (feng - закрытие), би (bi - запирание). Они также создали базовые комплексы техники Богомола, такие как: Бэнбу (Обрушивающийся шаг), Ланьцзе (Перехват), Бачжоу (Восемь локтей), Мэйхуалу (Цветок сливы) и Бай Юань Тоу Тао (Белая обезьяна хватает персик). Однако долгое время этот стиль оставался привилегией лишь даоских монахов религиозной общины Лаошань и сохранялся как часть секретного учения даосов.

Остаток своих дней Ван Лан прожил в даоском храме, занимаясь саморазвитием, совершенствованием стиля Богомола и следуя пути Дао ..."

вверх

Легенда, описанная Великим Мастером стиля Богомола Шести Координаций Дин Чжичэнем (1851 - 194?) и впервые записанная его учеником Великим Мастером Чэнь Юньтао (1906 - 1978) в его неопубликованных материалах, озаглавленных "Короткий трактат о стиле Богомола"
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Во времена династии Сун, известный основатель стиля Тунбэй Хань Тун как-то раз сражался с человеком по имени Ван Лан. После нескольких попыток выиграть, закончившихся неудачей, Ван Лан проиграл бой. Пребывая в подавленном состоянии Ван Лан пошел прочь пока не достиг заросших тростником болотистых мест. Там он опустился в траву, испытывая мучения от горьких мыслей по поводу своего поражения.

Неожиданно внимание Ван Лана привлекла ядовитая змея, которая приподняла свою голову и ползла по направлению к богомолу, возвышавшемуся над травой и опавшей листвой. Как только змея настигла богомола, она остановилась и замерла в неподвижности, стараясь загипнотизировать насекомое. Богомол поднял вверх свои передние крюкообразные лапки с острыми как бритва выступами и стал ждать нападения. Змея яростно набросилась, нанеся молниеносный удар головой. Но богомол поймал одной своей крюкообразной лапкой язык змеи и контратаковал другой ее глаз. Змея сделала несчастную попытку покинуть место битвы, но ей не удалось достигнуть этого, и она лишь беспомощно извивалась. Находясь под сильным впечатлением этого боя, Ван Лан достиг просветления и разработал технику работы рук сражающегося Богомола, и в итоге нанес поражение Хань Туну"

вверх

... Легенда описанная Великим Мастером стиля Богомола Восьми Шагов Вэй Сяотаном (1901 - 1984) в его неопубликованной книге "Тайный книжный шкаф практики богомола"
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Основателем стиля Богомола бал Ван Лан из округа Цзимо провинции Шаньдун. Он также имел даоское имя Ye You Shan Ren. Ван Лан был самым крепким и талантливым ребенком в семье и с раннего возраста он проявлял большой интерес к боевым искусствам, но он не мог найти хорошего учителя. Однажды Ван Лан услышал о даоском мастере Ю Хуа Чжэнь Жень (Yu Hua Zhen Ren), признанном эксперте в боевых искусствах. Ван Лан отправился в горы Лаошань где в монастыре Предельной Чистоты (Shang Qing Gong) жил почтенный даоский мастер. Ван Лан стал его учеником и в течение нескольких лет, под его руководством, изучил технику даоского стиля Тайгун цюань (Tai Gong Quan).

После завершения своего обучения Ван Лан, следуя совету своего учителя, отправился в путешествие по всему Китаю для того, чтобы посетить других мастеров боевых искусств, в целях совершенствования своего собственного мастерства. Во время своего путешествия Ван Лан достиг монастыря Шаолинь, но в поединке с монахами потерпел поражение. С сожалением о случившемся Ван Лан покинул монастырь. Он шел через лес, когда решил немного отдохнуть под ивовым деревом. Внезапно Ван Лан услышал странный шум, поднял голову и увидел богомола ловящего цикаду. Изумленный умениями богомола, Ван Лан поймал его и вернулся в горы Лаошань, где в течение нескольких лет он наблюдал за движениями насекомого, дразня его маленькой веточкой. Вскоре Ван Лан достиг просветления и создал новый стиль Богомола, теорию о двенадцати основных принципах, теорию восьми жестких и двенадцати мягких техник. Ван Лан также заимствовал лучшие техники из семнадцати стилей и включил их в стиль Богомола, основав все это на движениях ног и шаге обезьяны.

Когда новый стиль был полностью разработан во всех своих аспектах, Ван Лан передал его технику и теорию своим лучшим ученикам - даосам Ю Чжоу (Yu Zhou Dao Ren) и Шэнь Сяо (Shen Xiao Dao Ren).

Говорят, что потом Ван Лан принял участие в восстании тайного общества против маньчжурских завоевателей, однако вся его группа была убита, и только он один избежал этой участи. Когда Ван Лан вернулся в горы Лаошань, маньчжурские солдаты уже были там. Вместе со своим даосским учителем Ю Хуа Чжэнь Жень (Yu Hua Zhen Ren) он покинул Лаошань и отправился в горы Куньлунь (Kun Lun Shan), где и прожил как отшельник до конца своих дней, продолжая самосовершенствоваться."

вверх

Легенда, рассказанная Великим Мастером стиля Мэйхуа Танлан Ли Куньшань (Li Kun Shan 1894 - 1976), и записанная его учеником Ли Хонцзе (Li Hong Jie).
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Основателем стиля Богомола является Ван Лан. Ван Лан родился и вырос в деревне Лун Бао (Long Bao) округа Цзи Мо (Ji Mo) в провинции Шаньдун (Shan Dong). Самый богатый помещик деревни - Wang Man Tang - был известен своим состраданием к окружающим и сочувствием ко всем жителем деревни и Ван Лан был его единственным сыном. По этой причине вся родительская любовь и забота Ван Маньтан (Wang Man Tang) была направлена на обучение своего сына в лучших традициях конфуцианства. И это было просто осуществить главным образом благодаря выдающимся талантам Ван Лана. Когда Ван Лан освоил курс классики конфуцианства и достиг высокого уровня в искусстве поэзии, его отец, для развития в своем сыне личности с хорошим кругозором, пригласил мастера боевых искусств обучать Ван Лана. Однако процесс обучения был прерван вторжением маньчжурских войск. Все родственники Ван Лана погибли в борьбе с маньчжурами а он, смертельно раненный, был выброшен в реку. Но, Ван Лан был рожден под счастливой звездой, потому что вскоре его подобрал буддийский монах Шаолиньского монастыря Тун Чань (Tong Chan Shang Ren). Тун Чань заботился о Ван Лане в течение всего пути до Шаолиньского монастыря, где передал его на попечение монахам, искусным в траволечении. Через короткий промежуток времени Ван Лан выздоровел и был принять в буддистскую Сангху (религиозная община и братство буддистских монахов).

После семи лет жизни в монастыре Ван Лан освоил искусство боя и одержал победу над всеми монахами за исключением старшего монаха, который был лучшим воином в монастыре. Разочарованный, Ван Лан шел по лесу, когда неожиданно услышал громкие звуки, издаваемые цикадой откуда-то с дерева. Подойдя поближе, он увидел богомола, который поймал цикаду своими передними ножками. В этот самый момент Ван Лан достиг просветления. Он поймал богомола и вернулся в монастырь. Там он нашел тихое место, взял ветку и стал дразнить насекомое. Как только богомол видел нового врага, он захватывал ветку и растерзывал ее.

Потратив много дней, Ван Лан изучил движения передних лап богомола, их атакующую и защитную технику, и стал разрабатывать свой собственный стиль. Однако Ван Лан не был удовлетворен тем, как насекомое передвигается, и решил перенять технику передвижения у больших обезьян.

Дополнительно Ван Лан решил заимствовать семнадцать различных боевых техник из семнадцати стилей, которые он изучил в монастыре.

Через несколько лет Ван Лан завершил создание нового стиля и назвал его стилем Богомола. Теперь он смог одержать победу над старшим монахом, и тот позвал настоятеля. Настоятель был удивлен, увидев такой значительный и многообещающий стиль, и отправил Ван Лан в путешествие по Китаю - посетить известных мастеров боевых искусств и развивать дальше стиль Богомола. Ван Лан посетил много мастеров, но никто не смог победить его в поединке. Остаток своих дней Ван Лан провел в горах Лаошань в провинции Шаньдун, где он и передал свой стиль Богомола даосскому мастеру Шэнь Сяо (Shen Xiao Dao Ren)."

вверх

Существует еще несколько легенд, которые в основном описывают схожую историю. Самой известной из них является история особенно популярная среди последователей Семизвездного Богомола в традиции Ло Гуанъюя (Luo Guang Yu 1888- 1944), которых очень много в Гонконге и США. Она может быть найдена в любой книге, статье или на любой веб-странице посвященных Семизвездному Богомолу. Эта история была рассказана Великим Мастером Ло Гуанъю и впоследствии записана его известными учениками Чжао Чжимином (Zhao Zhi Min) и Хуан Ханьсуном (Huang Han Xun). Ее содержание близко к легенде, рассказанной Великим Мастером Ли Куньшанем (Li Kun Shan).

Сейчас я проанализирую все истории и сопоставлю их с некоторыми случайными историческими датами. Невозможно точно сказать, когда жил Ван Лан, но существуют два основных периода в китайской истории, о которых наиболее часто говорят как о времени, когда Ван Лан развивал Стиль Богомола: династия Сун (Song 960 - 1279) и конец династии Мин (Ming 1368 - 1644) - начало династии Цин (Qing 1644 -1911). Однако, наиболее вероятно, Ван Лан жил (если он когда-либо существовал) в начале династии Северная Сун (Northern Song 969-1126), в первую очередь в силу существования одного источника, независимого от передаваемых из поколений в поколения историй стиля Богомола. Этим источником являются две уцелевшие от огня книги из монастыря Шаолинь, подожженного китайскими военными в 1928 году. Первая называется "Записи монастыря Шаолинь" а вторая "Записи о боевом искусстве Шаолиня". Обе книги содержат некоторые данные о важных событиях, происходивших в монастыре в начале династии Сун.

В "Записях Шаолиньского монастыря" говориться:

"... Настоятель Шаолиньского монастыря Фу Цзу (Fu Ju) пригласил восемнадцать мастеров восемнадцати школ боевых искусств посетить монастырь, чтобы продемонстрировать свое мастерство и в течении трех лет обучить шаолиньских монахов своему искусству для того, чтобы взять все лучшее от каждого мастера и объединить их опыт в руководствах по боевому искусству Шаолиня ...".

В рукописной копии "Записей о боевом искусстве Шаолиня" говориться:

"Во время династии Сун настоятелем монастыря был великий монах Фу Цзу (Fu Ju). Его добродетель была высока и репутация значительна. Он постиг Будду, воинские искусства, медицину, литературу. Его имя было известно в любом месте между пределами Неба и Морей. Для того, чтобы усовершенствовать боевое мастерство братства монахов, он пригласил великих мастеров восемнадцати школ боевых искусств прибыть в Шаосы (Шаосы - это место, где расположен монастырь Шаолинь). Преследовалось две цели: первая - обучить монахов боевым искусствам, и вторая - продемонстрировать свое искусство и изучить сильные стороны друг друга для того, чтобы компенсировать свои слабые стороны..."

Какие мастера были приглашены настоятелем Фу Цзу в монастырь и какие стили они представляли? Позднее в некоторых записях говориться, что этими стилями были:

"...Первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай Цзу (основатель династии Сун Чжао Куан Инь (Song Zhao Kuang Yin)), оригинальный стиль Тонбэй мастера Хань Туна, особенно секретная техника рук "Чань Фэн" мастера Чжан Ена, в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь Юаня, изумительно хороший стиль Close Range Strikes мастера Ma Ji, процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна (Sun Heng), невозможно приблизиться к мастеру Хуан Юю (Huang You), владеющему техникой "Kao Shen", техника ладоней "Мень Чжан (Mien Zhang)" мастера мень Шэня (Mien Shen) быстра как молния, техника "Кэ Шоу Тон Цюань (Ke Shou Tong Quan)" мастера Цзинь Сяна (Jin Xiang), техника зацепов и бросков "Гоу Лоу Тань Шоу (Gou Lou Tan Shou)" мастера Лю Сина (Liu Xing), техника уходов, проникновений и ударов "Гун Лоу Гуань Е" (Gun Lou Guan Er)" мастера Тань Фана (Tan Fang), техника захватов и падений "Чжань На Де Фа (Zhan Na Die Fa)" мастера Янь Цина (Yan Qing), техника сильнейших ударов ногами утки-мандаринки "Юань Янь Цзяо (Yuan Yan Jiao)" мастера Линь Чона (Lin Chong), семь форм техники непрерывных ударов ладонями "Ци Ши Лянь Чжан (Qi Shi Lian Zhang)" мастера Мэн Су (Meng Su), техники взрывных ударов в "пустые" части тела "Ву Ли Рао Чуй (Wo Li Pao Chui)" мастера Цуй Ляня (Cui Lian), техника захватов руками и заплетания рук противника "Кунь Лу Чжень Жу (Kun Lu Zhen Ru)" мастера Ян Гуня (Yang Gun), техника Богомола мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать техник и техника бросков и сокрушения "Шуай Люэ Ин Бэн (Shuai Lue Ying Beng)" мастера Гао Хуэй Дэ (Gao Hui De) собранные вместе Чаньским мастером Фу Цзу из монастыря Шаолинь."

Илья Профатилов