«Стиль
Богомола» (Tanglang Quan) был создан человеком по имени Ван Лан во
времена династии Северная Сун (960-1127). Создавая свой стиль, Ван
Лан объединил вместе «сущность» различных боевых искусств своего
времени. Об этом упоминается в рукописях Шаолиньского монастыря, в
летописях округа Дэнфэн провинции Хэнань, а также в древних
руководствах по стилю Богомола, принадлежавших моему деду Сун Цзыдэ.
Стиль Богомола, созданный Ван Ланом, богат по форме и содержанию, и
имеет долгую историю. В период династии Северная Сун настоятель
Шаолиньского монастыря по имени Фуцзюй созвал самых искусных
мастеров со всей страны для обмена опытом в боевых искусствах. В
последствии он упоминал 18 известных стилей со следующими
комментариями:
[1.] "первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай
Цзу
(основатель династии Сун Чжао Куанъинь),
[2.] "кулак рук мастера
[Хань] Туна",
[3.] особенно секретная техника рук "Чань Фэн" мастера Чжэн
Гэня,
[4.] в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь
Юаня,
[5.] метод боя на короткой дистанции мастера Ма Цзи,
[6.]
процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна,
[7.] невозможно
приблизиться к мастеру Хуан Ю, владеющему техникой "опирания корпусом",
[8.]
техника ладоней "Мянь Чжан" мастера Мянь Шэня быстра как молния,
[9.] техника
"соударение руками и сквозной удар кулаком" мастера Цзинь Сяна,
[10.] техника
зацепов и бросков "Гоу Лоу Тань Шоу" мастера Лю Сина,
[11.] техника уходов,
проникновений и ударов "Гунь Лоу Гуань Эр" мастера Тань Фана,
[12.] техника
захватов и падений "Чжань На Де Фа" мастера Янь Цина,
[13.] техника
сильнейших ударов ногами утки-мандаринки "Юаньяньцзяо" мастера Линь
Чуна,
[14.] семь форм техники непрерывных ударов ладонями "Ци Ши Лянь Чжан"
мастера Мэн Су,
[15.] техники взрывных ударов в "пустые" части тела "Во Ли
Пао Чуй" мастера Цуй Ляня,
[16.] техника захватов руками и заплетания рук
противника "Кунь Лу Чжень Жу" мастера Ян Гуня,
[17.] техника бросков и
сокрушения "Шуай Люэ Ин Бэн" мастера Гао Хуэйдэ,
[18.] техника Богомола
мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать
техник,
собранные вместе Чаньским мастером Фуцзюем из монастыря Шаолинь..."
"Ван Лан
всесторонне изучил полезную технику других мастеров и заимствовал
принципы пяти элементов и восьми триграмм для создания Танланцюань.
Он также включил в стиль Богомола принципы Тайцзы Чжоуи, поэтому
этот стиль также может быть назван Тайцзы Танланцюань. Все
происходит из пустоты. Искусный мастер этого стиля использует
принципы завершенности окружности; так же как невозможно найти конец
окружности, так и невозможно остановить его перетекающие движения.
Принцип завершенности окружности проявляется везде, в перемещениях и
в стойках, другими словами Инь и Ян, движение и покой, твердость и
гибкость, наступление и отступление, уклоны и атака, движения,
направленные на открытие и движения, направленные на закрытие - все
это, непрерывно переходящее одно в другое"
Теория
стиля полна и завершена, является уникальным ценным наследием в
области традиционных китайских боевых искусств. Ее семь "длинных" и
восемь "коротких" принципов полностью охватывают технику действий
как на ближней, так и на дальней дистанции. Техника Танланцюань
удивительно хорошо подходит для ближнего боя.
В Танланцюань
существует 12 "принципов": поднимать, хватать, запечатывать,
преграждать, приходить, звать, вдоль, препровождать, прилипать,
наклеивать, помогать, приклеивать; они справляются с любой возможной
ситуацией и многосторонность их применения находится за пределами
возможностей понимания человеческого интеллекта.
В отношении
ТЛЦ древние записи говорят: "Руки Тайцзи, шаги Петуха, стойки
обезьяны."
Ван Юаньцянь. Тайцзи Танлан Цюань
"Стремись к сути, не стремись к количеству"
Важнейшей идеей подготовки является следование принципу "Lian
quan bu lian gong - dao lao yi chang kong" - "Не используешь в кулачном
искусстве вспомогательные наработки - в старости останешься пустым местом".
Поэтому, обучение стилю фактически начинается с проработки вспомогательных
методов, без которых считается невозможным сделать технику эффективной. При этом
можно встретить разделение методов обучения по двум категориям. К первой
относятся собственно техники, включая разделы базовой подготовки, парной
наработки и таолу. Ко второй категории традиционно относят вайгун, нэйгун и
могун. И в каждой категории есть свои "вспомогательные наработки" - как
позволяющие лучше освоить обучаемый материал, так и исправляющие.
К внутренней же наработке в танланцюань отношение подобно
прочим стилям: "Человек живет благодаря телу. Тело - основа любого дела. О сотне
забот беспокоится его сердце, над десятью тысячами дел работает его форма. Есть
движение в сердце - непременно колеблется его сущность. Если целыми днями занят
и не имеешь ни мгновения для отдыха, то все тело будет в болезнях, будешь
раскаиваться об упущенном. Поэтому следует сразу усиленно заботиться о
сохранении тела, а лучшее для сохранения тела - внутренняя наработка. Иначе в
теле наступит убыток, на сердце будет нехорошо, цзин и шэнь не будут сотрясать,
десять тысяч дел не сможешь сделать. Но если смог усердно заняться внутренней
наработкой, то благодаря прежненебесному чудесному применению каким бы старым,
слабым и больным не был - все хвори сможешь изгнать, легкие - за сто дней,
тяжелые - за год, самые тяжелые - за три года. Если искренен и тверд духом,
применяешь наработку непрерывно - сможешь исцелиться и без лекарств. Даже если
человек много лет курил и пил, ци и кровь поражены хворями - если начнет
тренироваться, то за сто дней ци и кровь расцветут, тело естественно
оздоровится, сможешь изгнать болезни и продлить годы жизни, предела нет".
Если говорить уже применительно к приемам, то в танланцюань
существует 12 ключевых принципов, они справляются с любой возможной ситуацией и
принято считать, что многосторонность их применения находится за пределами
возможностей и понимания человеческого интеллекта. Например, "ti" ("поднимать")
может означать поднятие руки противника, вынуждая тем самым противника потерять
равновесие, перекоситься, потерять способность к ведению боя. Это еще и метод
тренировки в танланцюань, когда для тренировки двумя руками выталкивают тяжелый
предмет. Но куда более характерен типично "богомольский" принцип работы руками
"feng" ("запечатывать") - это означает запечатывание хода рукам и ногам
противника, в результате чего враг не может производить трансформации.
Классическим же примером техники стиля являются "бэнчуй" и
"иньянцзяо", точнее - их сочетание. "Бэнчуй" - это техника "обрушивающего
кулака", где "обрушивать" означает движение сверху вниз. Сначала одна рука
запечатывает атаку противника, и тут же другая рука сверху вниз идет подобно
горному обвалу. При этом можно еще помочь ногой. Таким образом, применение
получается очень жестоким, "словно гора Тайшань обрушивается сверху". "Удар
ногой утки-мандаринки" так же является наиболее характерным ударом подавляющего
большинства семейства стилей Богомола, исключая лишь стиль "Богомола Шести
Соответствий", где не используют это название для подобного удара и не придают
ему особого значения, как это делается в других стилях Богомола. В традиционном
стиле Богомола "Удар ногой утки-мандаринки" иногда называется ударом "Инь-Ян"
(Yinyang Jiao) или "ударом, закрывающим врата" (Bimen Jiao). Если при нанесении
обрушивающего удара сверху вниз, быстро поднять ногу, нанося "удар ногой,
закрывающий врата", то и получим типичную манеру боя в стиле танланцюань -
сочетание реального удара и фальшивого применения.
|
Бэнчуй в сочетании с иньянцзяо |
Другой важной частью Богомола является техника нанесения ударов
по точкам, находящимся на меридианах и каналах противника. Но куда более
распространены "8 бить и 8 не бить ", т.е. восемь зон тела, попадания в которые
причиняют тяжелые ранения, но оставляют человека в живых, и восемь точек,
попадание в которые позволяет убить человека. Целью такого ограничения и
разделение было научить гарантированно поражать вне зависимости от ситуации
некие точки (а не просто голову, корпус, руки еtс...), дающие требуемый
результат. Но в начале ХХ-го века, с постепенным уменьшением актуальности старых
систем, ориентированных на краткосрочный бой с несколькими противниками
(частенько вооруженными) и появлением поединков спортивного типа один на один,
диапазон для атак изрядно расширился и перестал ограничиваться только 16
областями и точками тела. Тем не менее, и до сих пор в наиболее ортодоксальных
ветвях трех классических школ сохранились таолу, где 90% атак приходятся на
глаза, пах, висок и горло.
Сокровенная драгоценность
В некоторых школах стиля принято считать, что настоящее
мастерство складывается из двух составляющих: первая - базовая подготовка,
"формы"-таолу, парная наработка , а вторая - развитие внутреннего и внешнего
усилия. И квинтэссенцией знаний для передачи последующим поколением через
освоение принципов стиля является именно таолу. Названия таолу в первоначальном
стиле Богомола были различными. Фактически ни одна из них не сохранилась до
наших дней не претерпев изменений. Возможно некоторые поздние таолу создавались
на основе более ранних, но это невозможно доказать. В соответствии с традицией
стиля самыми древними таолу (возможно лично созданными Ван Ланом), являются
"Bengbu", "Luanjie" и "Ba Zhou" (известная как "Восемь локтей, разделяющих
тело"). Однако в ряде источников единственной формой в современной традиции
соответствующей формам первоначального стиля принимают только "Fanche"
("Перевернуть телегу"). В настоящий момент количество таолу выросло непомерно, в
ряде школ только кулачные техники насчитывают более 60! А ведь еще есть и
традиционное оружие...
Считается, что каждая из существующих таолу развивает у
занимающегося особенную составляющую стиля. Например, "Луаньцзе" тренирует
усилие окончаний рук, "Бэнбу" нарабатывает трансформации методов корпуса, в
"Бачжоу" прорабатывают 64 "материнских формы", развивающих усилие всего тела.
Особняком стоят собранные в отдельную группу таолу под общим названием "Чжайяо",
где собраны основы и квинтэссенция стиля.
Завершая этот краткий обзор об особенностях традиционного
танланцюань, хочется добавить следующее. Когда говорят о технических действиях
стиля, часто указывают на такое требование - "в формах должна быть чистота, в
шагах должна быть легкость, руки не отделяются от груди, удар не отделяется от
плеча, вывел руку - не видно руки, вышла рука - возвращается не впустую".
Ван Юаньцянь, Дмитрий Моисеев
|